«Сегодня Арктика — источник военных угроз»
Внезапные учения Вооруженных сил вызвали у россиян тревогу. Эксперты уверены: тревожиться следует Канаде и американцам. «По сути это будет означать фактический раскол НАТО».
16 марта в России стартовала проверка боеготовности Северного флота, отдельных соединений Западного военного округа и ВДВ. Один из сегментов учений связан с отражением военно-морской атаки условного противника. Кроме того, перед российскими военнослужащими поставлены задачи по ликвидации условных диверсионных групп на море и на суше. На первом этапе министру обороны Сергею Шойгу поручено проверить, укладываются ли войска в нормативы по приведению в полную боеготовность. Известно, что в учениях задействовано 38 тысяч военнослужащих, 3360 единиц военной техники, 41 боевой корабль, 15 подводных лодок, 110 самолётов и вертолетов. Окончание учебно-боевых маневров намечено на 21 марта.
Масштабные военные учения в Арктике россияне восприняли с тревогой. Люди начали строить невероятные догадки, пытаясь объяснить причину учебно-боевой тревоги. Военные обозреватели в беседе с «URA.Ru» признавались, что им давно не доводилось слышать столько глупых вопросов: «Дошло до того, что нам звонили и спрашивали, как эти учения могут быть связаны с убийством Бориса Немцова!» Многим и в голову не пришло, что проверка боеготовности носит плановый характер и была анонсирована еще несколько месяцев назад...
Спустя несколько часов после опубликования сообщения тревожные мысли россиян поспешил развеять пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он сообщил, что объявленные учения — это элемент постоянной практики, не связанный с ухудшением международной обстановки. «Неоднократно говорилось, что практика внезапных проверок с точки зрения совершенствования механизмов управления и функционирования Вооруженных Сил будет постоянным процессом», — отметил пресс-секретарь главы государства и напомнил журналистам, что об этом уже не раз говорили и президент, и министр обороны.
Между тем опрошенные «URA.Ru» эксперты полагают, что внезапные масштабные учения ВС — внешнеполитический маневр. По версии политологов, проверка боеготовности стала дипломатическим жестом, который должен продемонстрировать намерение России доминировать в Арктике, несмотря на серьезное противодействие стран-конкурентов. Специалисты убеждены, что сегодня Арктика становится источником ряда военных угроз, которые создают страны Северо-Атлантического альянса. В Северном Ледовитом океане дежурят американские и британские атомные подлодки, которые моделируют нанесение ударов ракетами морского базирования по объектам российской военной инфраструктуры.
Весной России предстоит подать доработанную заявку о расширении границ морского континентального шельфа в комиссию ООН. Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко не сомневается, что ее рассмотрение могут сильно осложнить Канада и США. «Они наверняка будут использовать фактор субарктических стран — Швеции и Финляндии — которые тоже претендуют на позиции в Арктике и имеют претензии к России», — считает эксперт. Ученый напоминает, что Финляндию лишили выхода в Арктику в 1940 году, когда порт Петсамо отошел к Советскому Союзу. Швеция отрицает права России на Северный морской путь, доказывая, что первым его прошла шведская экспедиция Норденшельда.
По мнению Алексея Фененко, все это — уже довольно весомый повод для военного столкновения стран. «У нас есть реальные спорные территории, есть государства, которые намерены нам жестко противодействовать. А Арктика — это, в том числе, база ядерных сил — один из ключевых моментов безопасности страны. Еще в 1998 году мы объявили ее своим северным бастионом», — напоминает политолог.
«Говорят, что не может быть столкновения. Но ведь они уже были в истории! — убежден эксперт. — В 1924 год произошел конфликт вокруг острова Врангеля, когда СССР пришлось выбивать оттуда канадских и американских поселенцев. Сегодня наш наиболее вероятный противник — это Канада. В случае войны ее, безусловно, поддержат американцы. К тому же, стоит обратить внимание на усиление антироссийской риторики в Швеции, где настаивают на интернационализации нашего Северного морского пути. Между прочим, сегодня это государство имеет довольно серьезный для этого региона военный потенциал. К тому же, шведы всегда могут рассчитывать на помощь из-за океана», — предупреждает собеседник.
Алексей Фененко уверен: чтобы отстоять наши интересы в Арктической зоне, российским дипломатам необходимо добиться нейтралитета Норвегии и Дании. С Данией Россию объединяет общее намерение блокировать претензии Канады на Северный полюс и не допустить присвоения Северному Ледовитому океану международного статуса. Однако прежде, чем говорить о партнерстве, странам необходимо согласовать позиции по подводному хребту Ломоносова и Северному морскому пути.
С Норвегией ситуация складывается сложнее. По словам Фененко, Россия разочаровалась в этом партнере. «В 2010 году мы сильно уступили Норвегии позиции по Шпицбергену, когда подписывали мурманский договор. Фактически, мы отказались от всех прав, приобретенных в 1947 году на архипелаге. В ответ на это мы ожидали, что Норвегия признает статус Северного морского пути, однако в 2011 году на арктическом форуме в Архангельске норвежцы четко сказали, что не станут этого делать», — рассказывает эксперт.
Политолог уверен, что, если российской стороне все-таки удастся привлечь скандинавов на свою сторону, это станет сильным ударом по позициям американцев. «По сути это будет означать фактический раскол НАТО», — считает Фененко. Эксперт, не сомневается: борьба за лидерство в Арктике еще впереди, но начатые военные учения уже стали серьезным вызовом для противников.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!