«Чемпионат мира станет последним событием в вашей истории»
Нашумевшая идея «Большого Екатеринбурга» — объединения уральской столицы и ее спутников — получила федеральные аргументы. Благодаря реформе МСУ Березовский, Верхняя Пышма, Арамиль и другие города могут превратиться в равные районы одного мегаполиса. Дискуссия о «Большом Екатеринбурге» зарождается с новой силой — она уже в повестке главного реформатора Свердловской области.
«Формируется эффективная модель агломерации, в которой будут соблюдены интересы всех территорий, — подтверждает политолог Константин Устиловский, который входит в рабочую группу по эффективности управления в Свердловской области — органа, который с подачи свердловского губернатора пересматривает все аппаратные устои региона.
— Муниципалитеты могут объединиться без потери самостоятельности — с сохранением бюджета и Дум. Сегодня закон о местном самоуправлении это позволяет, поэтому самое время обсудить этот вопрос».
Эксперт говорит о нашумевшем в регионе законе, позволяющем создавать на базе трех крупнейших городов области — Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Каменска-Уральского — муниципальные округа с внутригородским делением. Таким образом, Арамиль, Верхняя Пышма или Березовский могут быть присоединены к уральской столице в качестве районов, сохранив свою самостоятельность.
На прошлой неделе прошло первое заседание рабочей группы по эффективности управления. На нем обсуждалось состояние дел в муниципалитетах, говорит первый вице-премьер Владимир Власов: «Поэтому разговор о „Большом Екатеринбурге“ не за горами. Я изучал укрупнение на опыте Новосибирска. Процесс не быстрый, требующий научного подхода: как развить транспортные связи, равномерно распределить социальные блага, сделать доступнее медпомощь и образование. Как практик [Власов много лет возглавлял Асбест], я считаю будущее — за укрупнением муниципалитетов. При этом такая мера применима не только к Екатеринбургу. Например, на основе Нижнего Тагила и его спутников можно построить Горнозаводскую агломерацию. Такие административные гиганты привлекают больше федеральных средств и частных инвестиций».
«Это происходит за счет роста в рейтингах российских городов, — подхватывает другой участник рабочей группы, который попросил пока сохранить его инкогнито. — Инвесторы, а тем более федеральные чиновники, внимательны к таким цифрам. Сегодня Екатеринбург перманентно занимает в рейтингах четвертое-пятое место, уступая Новосибирску, Казани, Нижнему Новгороду. Эту негативную тенденцию может сломить административное объединение, которое автоматически выведет нас на третье место. Нужен импульс для развития, сигнал для инвесторов и федеральных властей. Иначе Екатеринбург сбавит в темпах роста, и ЧМ-2018 станет последним событием в мировой истории города».
Объединение уральских мегаполисов с городами-спутниками — давняя тема. Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий первый раз высказал такое предложение еще 13 лет назад, но тогда всерьез его никто не воспринял. Тема стала федеральной в 2007 году, когда Минрегионразвития РФ озвучил планы создания 14 агломераций (помимо Екатеринбурга на Урале были выбраны также Челябинск и Тюмень). Они не воплотились, хотя стратегия видоизменялась вплоть до прошлого года, когда ведомство закрылось. Но еще в 2010-м в Свердловской области возникла самостоятельная дискуссия об агломерации: экс-губернатор Александр Мишарин предлагал присоединить к Екатеринбургу Верхнюю Пышму, Березовский и Арамиль. Ажиотаж получился с отрицательным знаком: муниципальные власти городов-спутников посчитали идею попыткой ликвидации их самостоятельности.
Сегодня муниципалы рассуждают в том же ключе, что и пять лет назад. «Мы не понимаем, что будет результатом объединения, какая польза от этого для березовчан. По многим показателям наш город превосходит Екатеринбург, — объясняет глава Березовского Евгений Писцов (в 2010-м в его городе был пятитысячный митинг против объединения). — А Калиновка, присоединенная в 1980-х к Екатеринбургу — это забытый богом угол. Бюджеты муниципалитетов зачастую дефицитны — приходится решать, каким проектом жертвовать. А теперь представьте, как в Гордуме „Большого Екатеринбурга“ работает один депутат от Березовского (больше по численности населения не дадут). Решат что-то в пользу Березовского? Вопрос открытый».
Галина Артемьева, депутат Заксобрания, представляющая интересы Верхней Пышмы (она — тоже в рабочей группе) объясняет свои предпочтения так: «Агломерация — это система договорных отношений между муниципалитетами, а не реальное объединение. Такую форму я поддерживаю. Но закон не позволяет объединять городские округа административно. В состав городского округа может войти только городское поселение. Значит, надо уменьшать статус муниципалитетов-спутников, что их власти и население сделать не позволят. В Екатеринбурге еще не упразднены деревни — Северка, Горный Щит. Разберитесь сначала со своими поселками!».
«Екатеринбургу с его окраинами еще 20 лет развиваться в своих границах. Кое-где еще воды нет, — подтверждает глава Арамили Владимир Герасименко. — Арамиль отдает 130 миллионов рублей бюджету Свердловской области. Мы самодостаточны в своем развитии, позиционируем себя как инновационный спутник Екатеринбурга: я не даю земли под грязное производство, дома у нас не выше 9 метров. Конечно, у нас единая транспортная инфраструктура, мы сверяем планы развития, как настоящая агломерация. Я читал, что говорят депутаты Гордумы Екатеринбурга, но считаю, что основы для объединения нет».
Герасименко говорит об интервью «URA.Ru» с депутатом Гордумы уральской столицы Анатолием Шараповым, члена недавно созданной рабочей группы «Большой Екатеринбург». Он предлагает полицентрическое объединение: «Каждый муниципалитет оставит за собой столько полномочий, сколько посчитает необходимым. Кооперация Екатеринбурга с соседями позволит оптимизировать транспортную схему, эффективней использовать деньги на благоустройство и, самое главное, сократить расходы на содержание власти».
Такую позицию поддерживают и нынешнее руководство Екатеринбурга, подтверждает пресс-секретарь администрации города Денис Сухоруков: «Города сблизились — в Екатеринбург из спутников ездят на работу и за покупками — осталось это закрепить. Нужна реформа органов местного самоуправления. Это будет зависеть от политической воли руководителей области».
Однако представители муниципалитетов, помнящие противостояние 2010 года, пока не готовы слышать новые аргументы. Пока герои нашего материала, лоббирующие интересы городов-спутников, относятся к теме объединения как к попытке властей Екатеринбурга захватить стратегически важные территории для застройки. «Впрочем, это вопрос дипломатии, — говорит один из наших собеседников. — Если вспомнить 2010 год, муниципалитеты отвергали даже агломерацию как путь развития. Сегодня все его поддерживают. В спутниках Екатеринбурга — сильные местные власти: в Березовском до сих пор высок рейтинг бизнесмена Вячеслава Брозовского, в Арамили своей работой подтверждает надежды населения справоросс Владимир Герасименко, Верхняя Пышма — город УГМК, а Первоуральск — ПНТЗ. Переговоры об объединении должны происходить на областном, если не федеральном уровне».
Еще одно препятствие — вопрос объединения муниципалитетов не проработан юридически. Начальник Уральского института регионального законодательства Николай Воронин говорит: «Путь к идее „Большого Екатеринбурга“ — долгий, если не сказать, искусственный. Возможно — с изменением федерального закона».
Тем не менее в рабочей группе по эффективности управления эту тему рассмотрят, уверен ее участник, экс-депутат Облдумы Сергей Лазарев. «Надо изучить этот вопрос, а уже потом давать оценки, — подводит итог эксперт. — В любом случае, ликвидировать самостоятельность муниципалитетов без мнения горожан нельзя».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!