«Работа чиновника предполагает железную задницу»
Развивающаяся дискуссия о будущем «Большого Екатеринбурга», который объединит уральскую столицу с городами-соседями, потребует структурных изменений, а потому в ближайшее время в свердловском правительстве может появиться новый вице-премьер, который будет отвечать за создание агломерации. В качестве возможных кандидатов называются и действующий министр, и известный бизнесмен, лояльный екатеринбургской мэрии.
Информация о том, что в свердловском правительстве может быть введена должность вице-премьера, отвечающего за «Большой Екатеринбург», появилась еще в конце прошлой недели. Уже тогда на реализацию проекта, идея которого изначально состояла в том, чтобы объединить с уральской столицей Березовской, Арамиль, Верхнюю Пышму и Среднеуральск, стали прочить бизнесмена Илью Борзенкова.
В правительстве возможность появления нового вице-премьера не подтвердили, но и не опровергли. «Сегодня была оперативка у губернатора, и там, возможно, что-то обсуждалось, но есть ли конкретика — затруднюсь ответить, поскольку это закрытый уровень принятия решений», — пояснил представитель свердловского правительства.
Сам Борзенков признается, что на переговоры его не звали и вице-премьерства «ни по маленькому, ни по большому пока не предлагали». Вместе с тем владелец сетей «Алкомагия» и «Лого.ру» не исключает, что поступи к нему такое предложение — он бы его рассмотрел. Главное его условие — должность не должна обладать пустым функционалом.
«Это как у бывшей звезды Голливуда, ушедшей в длительный отпуск: все надежды поклонников на то, что когда-нибудь она всплывет в новом фильме. Пятый год пошел, а я все не всплываю — наверное, пора завязывать с политической карьерой и перестать беспокоиться по этому поводу. Если будет внятное предложение, я, конечно, его рассмотрю, но все зависит от функционала. Я очень много видел людей с большими должностями и без реального функционала. Я буду рассматривать предложение с таким функционалом, который будет мне интересен и позволит что-то делать и решать. Но вы помните вице-премьера по Екатеринбургу с фамилией Силин, у которого де-факто функционала не было, а было нечто, связанное с публичными раскрутками по выборам — такой функционал меня не интересует по определению. Я вообще не вижу себя на публичной должности, на технической — да», — говорит Борзенков.
Знакомый с функционалом вице-премьера экс-мэр Березовского, а ныне просто бизнесмен Вячеслав Брозовский, ярый противник объединения городов, считает, что Борзенков вполне способен справиться с новой должностью. Сам Вячеслав Пиусович, признался, что на подобное предложение ответил бы отказом.
«Илья адекватный человек, и если пойдет на эту работу, то сумеет выстроить нормальный диалог, — считает экс-мэр Березовского. — Нашу позицию по большому Екатеринбургу он знает: мы за агломерацию, но против объединения. Не думаю, что его ждут там какие-то серьезные испытания: Илья — опытный боец, разберется в любой ситуации. Общая екатеринбургская агломерация — это центр экономики Свердловской области. И вполне может быть нужен человек для того, чтобы решить этот вопрос. Сам я не согласился в данной ситуации на эту должность, поскольку в экономике впереди шторм и такое сложное положение, что я не представляю (как Илья), что мог бы оставить свой бизнес».
Борзенков, однако, настаивает, что ради хорошего предложения готов даже оставить бизнес на попечение стороннего управляющего. «Вопросы бизнеса не стоят. Да, конечно, мне потребуется совершить определенные операции — продать предприятия какие-нибудь или отдать в доверительное управление, но это пара — тройка недель, не более того. Если будет интересное предложение, я обязательно на эту тему пообщаюсь», — утверждает потенциальный свердловский вице-премьер, демонстрируя крайнюю заинтересованность.
Сложнее всего для Борзенкова будет не расстаться с бизнесом, как соглашается политолог Сергей Мошкин, а вновь встроиться в жесткую властную иерархию и системность. «У Ильи были проблемы с бизнесом — он писал в Фейсбуке (деятельность запрещена в РФ) о том, что стало слишком сложно работать, — рассказал эксперт, у которого Борзенков в свое время был студентом. — Пессимистические настроения у него были, я помню. Что касается чиновничества, он ведь работал замом главы у Чернецкого и приходил туда из бизнеса. Как мне показалось, продержался он там недолго не из-за отсутствия способностей, а потому что по своей органике и стилистике работа чиновника — не для него. Работа чиновника предполагает железную задницу, определенные правила игры, иерархию. В отличие от ситуации, когда человек сам себе хозяин и выстраивает бизнес, здесь он попал в рамки ограничений. По темпераменту, образу жизни и свободомыслию он не подходит для этой казенной работы».
Мнения о том, стоит ли на должность нового вице-премьера приглашать Борзенкова, разделились. Как утверждает источник в резиденции свердловского губернатора, в качестве возможного кандидата на новообразуемую должность называли и министра по управлению госимуществом Алексея Пьянкова. В МУГИСО, однако, сегодня комментировать появившуюся информацию отказались, назвав ее слухами.
Главную опасность часть чиновников «Желтого дома» видит в том, что Илья Борзенков являлся представителем противоборствующего лагеря: в городской администрации он занимал более чем значимую позицию вице-мэра по экономике. Оппоненты, впрочем, приводят примеры того, как чиновники разных лагерей при определенных обстоятельствах ассимилировались и органично вливались в ряды противника, начиная воевать на его стороне и верить в те же ценности, что и окружающее большинство.
В истории областной власти самым ярким примером «перебежчика» может быть назван Сергей Швиндт — некогда министр транспорта Свердловской области, направленный губернатором Александром Мишариным в «Серый дом» первым заместителем главы администрации и успешно растворившийся в сонме городских чиновников, беспрекословно подчиняющихся одному-единственному лицу. К слову, именно Швиндт сегодня возглавляет рабочую группу «Большого Екатеринбурга», которая работает над новой редакцией проекта.
Городские чиновники меняли свои лагеря и того чаще. Старожилы вспоминают пример Александра Коберниченко, который с должности руководителя аппарата главы Екатеринбурга и замглавы мэрии по организационно-аналитической работе во времена Эдуарда Росселя перешел на должность заместителя председателя правительства Свердловской области по вопросам внутренней политики, а позже был назначен заместителем руководителя администрации губернатора.
Не менее показательна в этом плане и история бывшего замминистра регионального развития РФ Юрия Осинцева, который с февраля 2000 года занимал ту же должность, что некогда и Илья Борзенков — замглавы Екатеринбурга по экономике. В мае 2001 года он неожиданно перешел в команду губернатора Эдуарда Росселя и был назначен министром международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, а чуть позже стал вице-премьером. Уже в декабре 2003 года Осинцев участвовал в выборах главы Екатеринбурга и считался основным соперником некогда своего же патрона Аркадия Чернецкого.
Илья Борзенков на вопрос о возможной смене лагеря придерживается позиции общечеловеческой. «Я готов присягнуть жителям Екатеринбурга. Я всегда был представителем партии мира. В свое время работал представителем оппозиции в областной Думе, нам всегда удавалось договариваться с минфином и [председателем правительства при губернаторе Росселе Алексеем] Воробьевым, и я не вижу каких-то неразрешимых противоречий между областной и городской властью. Если мне удастся не обострить противоречия, а сгладить их, я увижу в этом, в частности, смысл своей работы подобных должностях. Я не буду бегать в первых рядах и совершать подлости в отношении бывших коллег, но выполнять свой функционал в рамках возложенных законных полномочий, безусловно, буду».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!