«Жить мы будем плохо, зато счастливо»
Ситуация в сфере российских СМИ вызывает у экспертов тревогу. Одних «выдавливают» из эфира, другим в разы увеличивают дотации. Качество журналистики в регионах существенно ухудшается, отсутствует конкуренция, а основными источниками существования редакций становится не реклама, а субсидии из бюджета. Сегодня, 24 апреля, члены Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина обсудили состояние региональных и федеральных медиа. «URA.Ru» приводит выдержки из высказываний экспертов.
Алексей Кудрин, председатель КГИ: «За последний год ситуация в сфере СМИ ухудшилась. В прошлом году практически „выдавили“ из информационного пространства телеканал „Дождь“, прекратила свое вещание, пожалуй, лучшая региональная телекомпания „Т2“. Но случаев с менее известными СМИ гораздо больше. Практика внесения Роскомнадзором предупреждений является непрозрачной, ее воздействие на СМИ негативно. Помимо давления на СМИ, осуществляются попытки контролировать Интернет, авторизовать доступ в Сеть, а также новые правила регистрации популярных блогеров. Закручивание гаек в сфере распространения информации является противоестественным со всех точек зрения. Есть опасность, что власть замкнется в себе, не услышит важные сигналы, а будет воспринимать только выгодные для себя оценки. На днях один предприниматель, который ходит в Кремль, рассказал, что на выходе его попросили говорить только о положительных новостях. Мы видим, что картинка в телевизоре все больше отрывается от реальности. Я понимаю, когда информационная война в разумных пределах идет за имидж России. Но когда она идет против своих граждан, это приводит к деструктивным процессам в обществе».
Николай Сванидзе, тележурналист, директор института Массмедиа РГГУ: «В последний год в нашей стране проводится политика изоляционизма — „антизападничество“, что способствует давлению на СМИ. Российская культура противостоит западной, западные ценности (а одна из них — свобода СМИ) не принимаются. СМИ воспринимается как военная, боевая сила. Для условного противника это оружие массового поражения, а для собственного населения — оружие массового воздействия. Мы видим, что оно срабатывает: нынешнее настроение общества, которое время от времени фиксируют социологические службы, сводится к тому, что жить мы будем плохо, зато счастливо. Для создания этой парадоксальной формулы без средств массовой информации и их воздействия на аудиторию нельзя было бы обойтись».
Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: «Очень важно, чтобы журналистов учили тому, что СМИ — это в первую очередь бизнес. Во всех цивилизованных странах мира СМИ конкурируют аудиториями, борются за рекламные бюджеты. А у нас это все как происходит?
Недавно был громкий случай, когда известные режиссеры попросили миллиард на создание сети питания, альтернативной «Макдоналдсу», «Едим дома». И мы все возмущались. Так вот, на рынке СМИ происходит то же самое. Уже давно создана телевизионная сеть фастфуда «Глядим дома», и огромные деньги выделяются на содержание этих СМИ. В такой системе не может быть конкуренции.
Дмитрий Казьмин, директор фонда «Медиастандарт»: «СМИ дает анализ проблем, а обратно получает уголовные дела и отзыв лицензии. Министр обороны недавно сказал, что слово и информация — это новый вид вооруженных сил. Вот только вооруженные силы не воюют внутри страны, они воюют с внешним агрессором. С одной стороны, власть говорит: «СМИ — это важный институт общества. Критикуйте нас — мы будем реагировать, выискивайте проблемы в госзаказе — эта тема важна для нас». На словах этот тезис не оспаривается, но на практике политика властей по сути препятствует становлению института СМИ.
В этом году официальная поддержка СМИ из бюджета достигнет почти 130 млрд рублей. Федеральная поддержка, существенно сокращенная по сравнению с прошлым годом, снова расширяется. Даже в условиях общего секвестра расходов на 10 процентов правительство находит дополнительные средства на поддержку телеканала «Russia Today» (субсидии увеличены на 5,47 млрд рублей, или примерно на треть) и агентства ТАСС (на 1,62 млрд рублей, или на 160 процентов). Региональные власти, несмотря на поручение президента оптимизировать расходы на информсопровождение губернаторов, увеличили бюджеты на региональные СМИ. По подсчетам ОНФ, в 2015 году они потратят на это 36,2 млрд рублей против 33 млрд рублей в 2014-м.
Игорь Потоцкий, генеральный директор телекомпании «СТП КОНТЕНТ»: Все, что регулируется Министерством связи и коммуникаций, — это примерно 10 процентов ВВП. Рекламный рынок в этом году — 156 миллиардов рублей, при этом 95 процентов из них — это деньги 20 федеральных каналов, а пять процентов — деньги 3,5 тысяч всех остальных вещателей. Вот вам состояние медиа.
В 90-е годы медиа тотально зависели от того, как их читают или смотрят. Все держалось на рекламных доходах. Будешь говорить то, что хочет аудитория, — будешь получать рейтинги и доходы от рекламы. Сейчас совершенно не так. Основные источники — это деньги, перераспределяемые местными администрациями. Никаких других средств нет. Не потому, что кто-то плохо работает, а потому что федеральные рекламные агентства за последний год в девять раз «убили» стоимость минуты рекламного времени.
Андрей Нечаев, президент РОО финансистов «Финансовый клуб»: «Мы все помним 90-е и негосударственное НТВ. Там были такие же „Анатомии протеста“, только назывались по-другому. Частное СМИ совершенно четко использовалось в политической и коммерческой борьбе и ничем не отличалось от нынешней пропаганды. Я не вижу большого греха в том, что государство тратит деньги на СМИ. Неважно, в какой форме это происходит — через госзаказ или субсидии, когда государство является акционером и вносит деньги как акционерный капитал. Чрезвычайно плохо, когда государственные чиновники определяют редакционную политику СМИ и их руководителей».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!