«Мы каждый день боимся, что нас похоронят заживо!»
До последнего времени строителям компании «Мостострой-12» с большим или меньшим успехом удавалось договариваться с владельцами попадающих в зону строительства земельных участков и частных домов. Однако в этот раз что-то пошло не так, а потому стройка прошла почти через жилой дом. Проблемы возникли с той частью строительства, за которую отвечает администрация Тюмени. Для тюменки Татьяны Халтуриной стройка обернулась вопросом: «Жить в собственном доме или бежать без оглядки?»
О том, как маленький одноэтажный домик может привлечь к Тюмени внимание Генеральной прокуратуры и ославить город на всю Россию — в материале «URA.Ru».
Тюменка Татьяна Халтурина купила свой дом на улице Мичурина еще в 2007 году, когда никто не подозревал, что через несколько лет возникнет проект строительства моста — дублера ныне существующего путепровода в створе улицы Челюскинцев. Небольшой одноэтажный домик с приусадебным участком, капитальной баней, теплицей и сараем Татьяна Анатольевна вместе с сыном и невесткой обустраивала как могла. Осенью прошлого года Халтурина провела в дом газ. «Я же не для продажи этот дом покупала, я собиралась здесь жить», — возмущается женщина.
Сейчас свои планы Татьяна Анатольевна вспоминает с видимым раздражением. Все рухнуло. Пару месяцев назад администрация города приступила к строительству подъезда к новому мосту. Татьяна Халтурина говорит, что появление экскаваторов на дороге, над ее домом, стало для ее семьи полной неожиданностью. В кратчайшее время рабочие предприятия ТДРСУ спилили деревья, отделявшие жилые дома от проезжей части улицы 2-й Луговой, а потом приступили к установке бетонной стены на границе будущего подъезда к новому мосту. Как показывают замеры, от бетонной стенки до стен ее дома — три метра двадцать сантиметров. А до забора — и вовсе меньше полутора метров.
Строительные работы, как говорит Халтурина, уже повредили ее дом. По стене здания пошла широкая трещина. «Экскаватор гребет — у меня дом ходит ходуном, а у меня газ, — жалуется хозяйка. — Мы всей семьей — я, сын и невестка — два месяца спим одетые и в обнимку с документами, чтобы быстро выскочить из дома, если что случится».
В своем обращении в департамент дорожной инфраструктуры администрации Тюмени Халтурина пишет, что расширение дороги грозит ее дому и семье большой опасностью. «При съезде с моста в случае аварии транспортное средство оказывается на моем участке», — пишет землевладелица. Кроме того, Халтурина опасается, что из-за стройки повысится уровень грунтовых вод (а этот район города находится в низине и часто затапливается), что повредит дом и другие хозяйственные постройки.
Администрация города знает об этой проблеме. Более того, с подачи депутата городской Думы Тюмени Александра Чепика заместитель главы администрации Тюмени Максим Афанасьев встретился с Татьяной Халтуриной. Возмущенная горожанка и чиновник сошлись в выборе организации для проведения экспертизы в связи с повреждениями дома Халтуриной. Это будет ТюмГАСУ. «За этой стройкой стоят бюджетные деньги, — заявил „URA.Ru“ Максим Афанасьев. — Экспертиза должна подтвердить, что повреждения дома вызваны строительными работами. Дальше, если эксперты скажут, что дом можно откапиталить — откапиталим, если нельзя — отселим, выплатив компенсацию. Это вообще не тот случай, когда стоит беспокоиться».
Вот только Татьяне Халтуриной не кажется, что поводы для беспокойства отсутствуют. «Они (администрация города) экспертизу заказали только 30 апреля, — возмущается горожанка. — Срок экспертизы — 45 дней. А я за эти два месяца уже устала просыпаться в страхе от каждого шороха».
Халтурина говорит, что домов, чьи хозяева недовольны соседством со стройкой, в округе немало. Сама женщина обратилась с жалобой к уполномоченному по правам человека в Тюменской области Сергею Миневцеву. «На прошлой неделе мы обратились по поводу жалобы Татьяны Халтуриной в областную прокуратуру, — заявил омбудсмен. — У нее действительно тяжелая ситуация, она живет фактически на дороге». Уполномоченный настроен по-боевому. «Если ответ областной прокуратуры нас не удовлетворит, мы обратимся в Генеральную прокуратуру и в суд», — заявил Сергей Миневцев. Впрочем, омбудсмен уточняет: в связи со стройкой моста-дублера через Туру к нему поступало лишь одно обращение — с улицы Мичурина.
В пресс-службе Главного управления строительства Тюменской области говорят, что от других владельцев соседствующих с будущим мостом земельных участков были жалобы только на шум, и их уладили в рабочем порядке. Впрочем, в ГУСе признают, что пока что согласования с владельцами части земельных участков, которые попадают в зону строительства моста, «еще в процессе». И подчеркивают: дом Халтуриной соседствует с «городской» частью стройки, за которую ни ГУС, ни возводящий мост «Мостострой-12» не отвечают.
«Понятно, что мы строим мост в интересах всего города, — говорит о ситуации депутат от КПРФ Александр Чепик. — Но на месте Халтуриной может оказаться любой гражданин. Речь же не идет о том, чтобы сто миллионов ей выплатить. Речь — о сносе одного дома. У нас 10 000 квартир стоят пустые. Если человек бьет тревогу, его нельзя оставлять один на один с проблемой».
Ключевой вопрос — «кто виноват?». «В любом случае все объекты строительства проходят государственную экспертизу, — заявили нашему агентству в ГУСе. — Эксперты проверяют удаленность от жилой застройки. Без заключения экспертизы нельзя начать строительство». «Если есть нарушения, то в этом виновата экспертиза, а не заказчик (администрация Тюмени — прим. авт.)», — заявил Максим Афанасьев.
Впрочем, Татьяна Халтурина говорит, что неофициально один из строителей сказал ей: ее дом просто «не заметили». Сейчас женщину ждет полуторамесячная экспертиза, во время которой она опять будет от любого шума выскакивать во двор в страхе, что дом рушится. Чем закончится история, пока не ясно. Халтурина хочет, чтобы ее участок выкупили, а ее переселили из-под моста. Пойдет ли на это администрация города в кризисный год — большой вопрос. Халтурина же собирает документы для подачи иска в суд и говорит, что ее просто берут измором.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!