Ямал не управился с Сабеттой
Развитию Арктики может помешать беспрецедентная для современности проблема. Аэродром стремительно развивающегося порта Сабетта, и без того «сложный» из-за метеорологических условий российского севера, оказывается, работает практически вслепую. Проще говоря — у площадки отсутствует полноценная диспетчерская служба, которую заменяет центр полетной информации, из-за чего экипажи и пассажиры летающих на Ямал судов регулярно рискуют жизнью.
Проблема порта Сабетта была впервые озвучена на совещании авиаперевозчиков и профильных ведомств, организованном в Тюмени силами авиакомпании «Ямал». Как заявил замгендиректора перевозчика по обеспечению безопасности полетов и качеству Валерий Елисеев, у аэропорта существует целый ряд проблем, требующих скорейшего решения. Одна из них — интенсивные вертолетные перевозки в районе аэродрома. «Это вызывает основное беспокойство — кто летает и кто управляет этими полетами. Того, к чему мы привыкли (чтобы полетами управлял диспетчер), в аэропорту Сабетта нет», — заявил он. Кроме того, подчеркнул Елисеев, район аэропорта сложен с точки зрения климатических условий: зимой из-за в основном темного времени суток и заснеженности территории отсутствуют ориентиры, летом мешают туманы с Обской губы. Полеты, добавил он, зачастую выполняются по приборам, в то время как полноценный радиообмен с землей регулярно отсутствует.
В свою очередь начальник службы аэронавигационной информации аэропорта Н. Тиц озвучил и другие сложности. К примеру, он отметил, что пилоты периодически затрудняются с обнаружением взлетно-посадочной полосы, а сами компании и госструктуры несколько по-разному относятся к полетно-информационному обслуживанию (ПИО). «Авиакомпаниям [необходимо] поддержать, а не уничтожать службы, предоставляющие услуги по обеспечению аэронавигационной и метеорологической информацией. Не поддержите — не будет качественной исходной и фактической информации по аэродрому, о фактической погоде и ее прогнозе», — предупредил Тиц участников совещания. Кроме того, он отметил, что компаниям пора активнее заниматься допуском аэропорта к приему других типов самолетов. «Росавиация временно допускает аэропорт к приему судов по временным разрешениям, но вечно это продолжаться не может. Однажды компании эти разрешения не получат», — добавил он.
Коллег поддержал начальник аэропорта Ямбурга Евгений Решетняков, подчеркнувший, что имеющейся службы ПИО для нормальной работы недостаточно — Сабетте необходимо полноценное управление воздушного движения (УВД).
Кроме того, он привел пример из личного опыта. «В Ямбурге, например, оленеводы часто выезжают с упряжками на полосу», — рассказал он. Контролировать эту ситуацию в северном порту в будущем будет локатор, однако для него опять необходимо управление ВД. Главный штурман «ЮТэйра» Александр Шарун, рассказывавший о работе компании в якутском Талакане (первый частный аэропорт России, построенный «Сургутнефтегазом» для обеспечения одноименного месторождения — ред.), также отметил: УВД для сложных условий Сабетты, конечно, предпочтительнее иных служб.
Еще один момент — вертолетные площадки, расположенные в вахтовом поселке при порте. Они, подчеркнул Валерий Елисеев, не имеют ни собственных паспортов, ни схем заходов, что неизбежно создает напряжение при регулировании движения больших и малых судов — проще говоря, самолетов и вертолетов. Один из участников совещания отметил, что транспортная прокуратура уже выписывала площадкам предписания, однако сам по себе аэропорт на них повлиять никак не может.
В целом, присутствующие однозначно согласились, что практически не прописанные правила полетов вертолетов в районе Сабетты потенциально опасны.
«Я прекрасно понимаю, почему аэропорт Сабетта, построенный на основе функционирующих вертолетных площадок, не принимает никаких действий по оформлению документов на эти площадки, чтобы обслуживать вертолеты на аэродроме. Это выгодно аэропорту. Но не для компаний, которые будут летать чуть ли не в убыток себе. Вы должны понимать, что если что-то произойдет в зоне обслуживания аэродрома, то это будет полностью на ответственности начальника аэропорта. Вертолетов в этом районе меньше не станет», — высказался гендиректор «Ямала» Василий Крюк.
Он же, по сути, поставил в обсуждении точку: все вертолетные площадки должны быть зарегистрированы и внесены в инструкции по выполнению полетов. Кроме того, он также подчеркнул, что аэропорту необходимо прописать правила захода на посадку и для самолетов, и для вертолетов, чтобы устранить путаницу. Участники с мнением по большей части согласились.
Кроме того, Крюк подвел резюме самой встрече. Как заявил руководитель главного авиаперевозчика ЯНАО, ощущение такое, что в Сабетте «вопросы безопасности полетов не проработаны». «Как всегда, все сброшено на авиакомпании. Условия сложные, интенсивность полетов будет расти, число вертолетов — увеличиваться. И оставить все на уровне информационного обслуживания — глупость. Должен быть диспетчер госкорпорации по ОрВД (организации воздушного движения — ред.). Сабетта будет развиваться, начнут выполнять полеты другие авиакомпании, не знакомые с местными особенностями.
Без контроля и управления диспетчером можно наломать дров», — резюмировал Крюк.
Впрочем, по мнению экспертов отрасли, ситуация в воздушном пространстве Сабетты не настолько катастрофична, как может показаться на первый взгляд. Как заявил «URA.Ru» глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, ситуация в арктическом аэропорту по своему уникальна: иных подобных площадок попросту не существует. Однако беспокойства он не испытывает.
«На Ямале, во-первых, реализуется пилотный проект по внедрению системы АЗНВ — автоматического зависимого наблюдения вещательного типа. Технология позволяет воздушным судам передавать информацию о своем местоположении, высоте и так далее в автоматическом режиме. Получать ее могут и наземные службы, и экипажи. При этом необходимость в разворачивании радиолокационных служб отпадает.
Второй момент: нет никаких сомнений в том, что по мере развития „Ямал СПГ“ и роста авиаперевозок вопросы аэронавигационного обслуживания будут урегулированы. К примеру, будет принято решение о создании диспетчерского пункта либо удаленного или выносного пункта, если российские производители эту задачу технологически смогут решить. Но эффективное решение будет найдено в любом случае», — заключил Пантелеев. Однако, подчеркивает он, случай Сабетты на его памяти беспрецедентен.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!