«Чистка рядов это самое последнее, что надо делать именно сейчас»
Завтра Союз журналистов Челябинской области проводит выборную конференцию. Действующий председатель Союза Александр Юрин слагает полномочия. На его место претендуют два кандидата — руководитель областного «Клуба пресс-служб», телеведущая «Урал1» Ольга Давиденко и редактор газеты «Челябинский обзор» Дмитрий Моргулес. Споры среди коллег идут как вокруг личности кандидатов, так и о роли профсоюза в жизни прессы. О предстоящей конференции, о взаимодействии профессионального сообщества с властью и бизнесом — читайте в интервью Александра Юрина «URA.Ru».
— Александр, в последние две недели одной из основных тем для разговоров в кругу челябинских коллег стала тема выборов нового председателя союза. В дискуссии участвуют и те, кто членом союза не является.
— Кстати, ты же так и не вступила в союз. Точнее, не восстановилась.
— Если честно, как-то времени не нашлось. Даже не могу вспомнить, когда перестала взносы платить.
— Но тебе же эта тема интересна?
— Да! Хотя я смутно представляю, точнее не представляю совсем, какая роль может быть отведена Союзу журналистов в нынешних условиях. Но твои возможные преемники, Ольга Давиденко и Дмитрий Моргулес, по всей видимости, это представляют, раз подали заявления и готовят программы. Как-то можешь оценить обе кандидатуры?
— Это пусть оценивает завтрашняя конференция. Ожидается 40-45 делегатов, из расчета один делегат от десяти членов союза. В местных первичках, по всей области, прошли собрания, выдвинули представителей.
— Есть вопрос по процедуре голосования. Согласно уставу, председателем становится тот, кто наберет более двух третей голосов. А что будет, если у победителя только чуть больше половины?
— Я надеюсь, что председателем станет тот, чья победа окажется столь убедительной, что наберет нужное количество голосов. Еще раз повторю, не так уж важно, кто победит, важно, чтобы он собрал себя единомышленников, которым не безразлична роль союза. Которые могут предложить интересные проекты. Хочу заметить, что мне как раз нравится, что вокруг выборов председателя союза сейчас идут такие жаркие споры. Значит, судьба организации сообществу небезразлична. Лишь бы этот интерес не угас после выборов.
— По дискуссии вокруг предстоящих выборов складывается ощущение, что оба кандидата больше думают о том, на какие средства будут все эти проекты финансироваться. Ольга Давиденко говорит о неком попечительском совете, куды бы вошли представители бизнеса. Дмитрий Моргулес собирается увеличить взносы, с 400 рублей годовых до 2 тыс. рублей и плюс суммы от медиахолдингов.
— Тут и по 400 рублей непросто собрать! Многие ставят вопрос о Доме журналистов. Здание для Домжура «выбить» не проблема, но средства на его содержание требуются очень большие. Деньги, конечно же, важны, хотя Союз журналистов не коммерческая фирма, вопрос об извлечении прибыли не ставится. Но, к сожалению, роль руководителя любой общественной организации, часто сводится к тому что, он превращается в попрошайку. Он вынужден обходить спонсоров, чтобы выжить. Но Союз журналистов это не столько общественная организация, сколько профессиональное сообщество. И даже если новый руководитель союза принесет мешок денег, это не значит, что все проблемы будут решены. Даже если деньги спонсоров станут тратить на очень важные дела — от помощи ветеранам до оплаты семинаров и юридических консультаций. Но роль союза не только в этом.
— А в чем?
— А в том, чтобы журналист мог через свое профессиональное сообщество реализовать себя в проекте, напрямую не связанным с его основной работой. К примеру, мы помогли Роману Грибанову выпустить его книгу о южноуральском рок-н-ролле. В этом сборнике, кстати, были материалы и других журналистов, написанные в разные годы. Роль союза состоит и в том, чтобы оказывать помощь СМИ в трудной ситуации.
Так было, когда проходили обыски в «Гранада пресс», и мы тогда напрямую связывались с председателем Союза журналистов РФ Вячеславом Богдановым. Или, напомню, когда Валерий Алешкин, на тот момент депутат ЗСО, не платил журналистам, работавшим у него. Я тогда был заместителем председателя, и этой ситуацией мы очень плотно занимались. Что касается проектов под эгидой союза, то не возбраняется сотрудничать с бизнесом. Но это должно быть так: приглашают на семинар очень известного журналиста, он проводит мастер-класс, СМИ охотно об этом пишут, указывают спонсора мероприятия. Но это не значит, что данного спонсора надо будет потом очень долго обслуживать или «ставить блок на негатив», если повод для негатива находится.
— По сотрудничеству с бизнесом понятно. А по сотрудничеству с властью? Оба кандидата в узком кругу говорят, что власть их поддерживает, а на широких площадках о том, что от власти надо дистанцироваться.
— С властью можно и нужно контактировать, а это несколько иное, чем сотрудничать. Напомню, что вот уже много лет самый интересный для прессы Южного Урал проект, фестиваль СМИ, проходит под патронатом губернатора. Уже третьего, с тех времен, когда состоялся первый фестиваль.
— И «черных списков» СМИ, кому вход на фестиваль заказан, нет?
— Нет! Это я тебе подтверждаю, как человек, что много лет входит в оргкомитет. Никому не возбраняется приехать на фестиваль, надо только заявку вовремя оформить. И там, бесплатно, получить мастер-классы от профессионалов.
— Один из твоих преемников говорит о том, что ряды союза надо основательно почистить. Исключить тех, кто сейчас не работает в профессии.
— Сомнительная идея! Во-первых, есть ветераны, что в силу возраста уже не работают. Во-вторых, есть те, кто сменил род деятельности в силу уважительных причин. Но это не значит, что они никогда не вернутся в СМИ. Им тогда придется заново вступать? Я с трудом себе представляю, как, к примеру, председатель Союза художников вызывает к себе одного из творцов и спрашивает: «Ты за последний год ничего не написал? Сдай членский билет. А когда новую картину сотворишь, тогда и вступишь!».
— Кстати, если журналист стал чиновником, но остался членом союза, то этим, когда надо решать свои вопросы профессионального сообщества, можно воспользоваться!
— Как вариант! Короче говоря, чистка рядов это самое последнее, что надо делать именно сейчас.
— А что бы ты пожелал уже сейчас тому, кому завтра будешь передавать дела?
— Успехов, терпения и как можно больше времени. Сутки не резиновые, от основной работы никто не освободит, нагрузка общественная. Между прочим, могли бы быть и интересные кандидаты, но они очень заняты в своих СМИ. У меня сейчас рекламное агентство, могу сам планировать рабочий день, но дня на все не хватает. С трудом представляю, как бы я справлялся, если бы работал, как раньше, на телевидении, в штатном режиме, с эфирами, выпусками новостей. Еще бы я попросил, чтобы не забывали о ветеранах, о том, что их надо поддерживать.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!