«Рубли станут кусками туалетной бумаги. Зарплату будут выплачивать рулонами»
Биржевые сводки сегодняшнего дня — катастрофа. Подтвердились самые худшие опасения экспертов. «Нефтегазовый Титаник» идет ко дну, дефолт в стране давно наступил, но самое главное, что не видно просвета. До какой отметки подпрыгнет доллар, сколько времени нужно россиянам, чтобы прийти в себя и как кормить семью, если деньги в стране превратятся в бумажные фантики — в материале «URA.Ru».
Цена на нефть в понедельник обновила свой исторический минимум: фьючерсы на «черное золото» марки Brent упали до отметки 44 долларов за баррель — его стоимость не была такой низкой с кризиса 2008 года. Вслед за нефтью рекордсмен падения — российский рубль. Доллар превысил отметку в 71 рубль, евро подорожал до 83 рублей впервые с 17 декабря 2014 года. Всего с начала августа евро подорожал более чем на 13 рублей, доллар прибавил более девяти.
«Сегодняшний день можно смело называть „черным понедельником“», — считает глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Радик Ахметшин. Эксперт признается, что ожидал подобного сценария еще в пятницу, но не мог предположить, что валюта достигнет такого скачка. По мнению эксперта, ключевыми факторами усилившегося падения рубля являются обвал на мировых рынках капитала и продолжение стремительного снижения цен на нефть. «Самое интересное, что нефть подешевела больше, чем подорожал доллар. Это говорит о том, что евро и доллар могут еще подорожать», — говорит глава НОУФОР.
На фоне происходящего ему кажется вполне логичным снижение цен на металлы, однако удивление вызывает тот факт, что вместе с ними дешевеет серебро. «Тут, конечно, происходит нечто странное. На 100 процентов объяснить это нормальной логикой невозможно. Это можно объяснить только паникерскими настроениями по всем фронтам. Можно предположить, что многоходовка по снижению направлена против России — дешевая нефть грандиозно ослабляет экономику страны», — считает Ахметшин.
Свой взгляд на ситуацию имеет начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. Основные причины происходящего он видит в превышении предложения нефти над спросом на мировом рынке и опасении резкого замедления экономики Китая.
«Накануне мы видели снижение китайских индексов более чем на 8 процентов. Эксперты видят, что экономика замедляется, и опасаются, что это может перекинуться на фондовый рынок страны. Ну и девальвация юаня, которая была предпринята народным банком Китая, по всей видимости, была лишь началом многоходовой комбинации по возможности привлечения капитала назад в страну», — отмечает аналитик.
Следующим шагом он называет снижение нормы обязательных резервов для крупных китайских банков с 0,5-1 процентов, что даст возможность высвободить более 100 млрд долларов свободных средств для того, чтобы инвестировать их в китайский реальный сектор. «Второй момент — это превышение предложения нефти над спросом на мировом рынке, особенно с учетом снятия санкций с Ирана, и его заявление о том, что он будет увеличивать добычу любой ценой. Понятно, что при таких условиях чисто экономически нефть не может расти, потому что, когда спрос ниже предложения и плюс еще и один из крупнейших импортеров-потребителей переживает не самые лучшие времена, понятно, что нефть и дальше будет снижаться», — рассуждает собеседник агентства.
Он допускает, что стоимость «черного золота» марки Brent может дойти до 40 долларов за баррель, а, по другим данным, остановиться в диапазоне 30-35 долларов за баррель.
«Здесь все будет зависеть от крупных нефтедобывающих стран типа Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, которые борются за мировой рынок нефти (в том числе и с США). Снижая цену, они пытаются выжить американских производителей сланцевой нефти со своей доли влияния — идет передел, каждый борется за свою долю. В этом плане Россия не является для этих стран мишенью, она является лишь заложником своей однобокости экономики сырьевой направленности. Поэтому я бы тут не стал говорить о том, что идут какие-то панические атаки на рубль, агрессивные продажи, активные спекулянты — это однозначно не то, что было в декабре прошлого года. Есть одна большая причина, которая, к сожалению, перекрывает весь позитив российского рынка, и с этим остается только смириться», — констатирует эксперт.
Он считает, что падение цены на нефть будет зависеть от ситуации в Азии и того, насколько быстро Иран приступит к фактической, а не «словесной» добыче «черного золота». Если китайские власти начнут предпринимать меры, в ближайшие недели панические настроения немного потеряют свой градус и, возможно, это будет способствовать росту импорта со стороны Китая и может быть небольшим ростом цены на нефть.
«Это та ситуация, когда нет смысла нервничать — это ничего не изменит, а только усугубит панику», — объясняет Радик Ахметшин. «Я не думаю, что этот процесс будет продолжаться вечно. История экономики и всех котировок показывает, что все движется по синусоиде. И нефть обязательно подорожает, и доллар подешевеет. Другой вопрос — когда? Здесь уже возникают геополитические причины. Саудовская Аравия не хочет терять рынки сбыта нефти, поэтому они делают все возможное, чтобы нефть покупали только у них, даже в ущерб себе. Убытки они несут тоже бешеные, но страна, видимо, может себе это позволить, чтобы не потерять клиентов», — отмечает экономист.
Осторожен в прогнозах профессор кафедры фондового рынка и инвестиций НИУ «Высшая школа экономики» Александр Абрамов. По его словам, в ближайшее время не стоит ждать обвального снижения цен на нефть — до конца года она будет стоить в диапазоне 45-50 долларов за баррель. «Эти потрясения никому не нужны. Если она сейчас обвалится, то впоследствии сильно возрастет. Такая турбулентность ни развитым, ни развивающимся странам не нужна», — говорит он.
Подобный оптимизм демонстрирует консультант по казначейским и товарно-сырьевым операциям Александр Просвиряков. «Основное влияние на динамику курса рубля оказывают котировки на энергоресурсы. Большинство участников рынка в качестве ориентира используют рублевую цену на нефть в районе 3200 рублей за баррель. При данной цене экономика России продолжает стабильно функционировать, выполняя все взятые за себя рублевые обязательства», — уверяет эксперт.
Он также считает, что обвал на валютном рынке спровоцировало сегодняшнее падение цен на нефть, произошедшее после заявления иранского министра. «В средней и долгосрочной перспективе, цены на нефть ниже 50 долларов выглядят маловероятными, поэтому ожидать коллапса курса рубля я бы не стал. В 2016 году добыча нефти на многих месторождениях (особенно сланцевые в США) перестанет быть рентабельной, что приведет к приостановке или полному отказу от производства, так как средняя цена себестоимости добычи нефти на таких месторождениях составляет 58 долларов за баррель, — объясняет Просвиряков. — В течение следующих 6-12 месяцев истекут форвардные контракты на продажу нефти производителями, заключенные в прошлом году по высоким ценам, что сделает экономически неэффективной добычу на тех же объемах. Поэтому есть основания полагать, что на горизонте 6-12 месяцев цена на нефть вновь превысит уровни средней себестоимости, что благоприятно повлияет на курс нашей национальной валюты».
Никакого оптимизма, в отличие от Просвирякова, в обозримой перспективе не видит биржевой эксперт, управляющий активами Владислав Жуковский. По словам экономиста, сегодня «мы входим в зону черно-шоколадного падения».
«В шоколаде будут олигархи и правящая власть, в крови — реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, товаропроизводители, аграрии и, само собой, 90 процентов населения страны. Люди останутся без штанов, без сбережений, с обесценивающимися рублями. Они будут выживать, как в 90-е годы, благодаря огородам. Мы возвращаемся в тотальную беспросветную нищету. Идет вымирание среднего класса, экономика будет скатываться в состояние глубочайшей депрессии. Ближайшие три-пять лет станут годами сильнейшей турбулентности, в зависимости от того, как будет протекать глобальный кризис», — прогнозирует Жуковский.
Биржевой эксперт напоминает, что все кризисы в современной истории России начинались именно с Азии. «„Сыпется“ Китай: сейчас начинается обрушение китайского фондового рынка, шанхайские индексы падают на 8,5 процентов. Азиаты обвалят всех и вся», — говорит он.
По его словам, регулярное наступление «черных» понедельников, вторников и сред, в конечном счете, приведет к коллапсированию нашей нефтедолларовой финансовой системы. Но открытого дефолта на федеральном уровне не будет — внешние долги не столь велики.
«Зато у нас будут дефолты субъектов федерации. Уже сейчас 21 регион в дефолтном состоянии, 45 субъектов уже в принципе не могут обслуживать свои займы и живут благодаря поддержке федерального центра и новому перекредитованию. Идет дефолт реального сектора экономики, малого бизнеса, населения. У нас на глазах разрушается Россия. Налицо — дефолт власти. Она импотентна. Если власть с 2014 года обвалила валюту более чем в два раза — это дефолт. Любой обвал валюты более чем на 50 процентов — это и есть скрытый дефолт. Государство сказало: всем кому должны, прощаем. Оно простило все свои обязательства населению, бизнесу, реальному сектору экономики, малоимущим россиянам, бюджетникам, пенсионерам. Оно будет платить им обесценившимися фантиками, на которые ничего нельзя будет купить. Экономика критически зависит от импорта, продовольствия, медикаментов, электроники, автомобилей, посевного материала. Рубли станут кусками туалетной бумаги, зарплату будут выплачивать рулонами. „Нефтегазовый Титаник“ тонет. Может быть, еще год-два будет действовать промывка мозгов, госпропаганда, а потом люди поймут, что дефолт происходит, и они становятся нищими», — дает прогноз эксперт.
Жуковский уверяет — впереди — только падение: «По рублю нам ничего не мешает уйти на ближайшие месяц-полтора до 85 рублей за доллар. А если нефть продолжит падение до 30-35 долларов за баррель, доллар может вполне приблизиться к отметке в 100 рублей».
«Просвета нет, — резюмирует Радик Ахметшин. — Хотелось бы услышать от первых лиц страны — как им видится развитие экономики? Сегодня звучат только успокоительные речи, но хотелось бы знать правду. Говорят, что все это временно, но мы видим, что ничего не меняется — становится только хуже. Правда до нас не доходит?», — задается вопросом эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!