«Власть нас защитит, но нам нечего жрать»
Самая масштабная выборная кампания Челябинской области прошла под знаком ареста «политического» вице-губернатора, скандалов с регистрацией несистемных партий, задержанием руководителей избиркома и борьбой местных кланов. Эксперты прогнозируют по ее итогам изменение расклада в Заксобрании региона. Почему — читайте в нашем материале.
Таких выборов в Челябинской области еще не было. Из-за введения единого дня голосования 13 сентября на Южном Урале завершатся сразу 264 кампании. Предстоит избрать 3103 депутата всех уровней власти. Исключения составляют лишь Челябинск и Трехгорный, где выборы прошли в прошлом году.
Самое пристальное внимание уделяется кампании в Заксобрание области. Планировалось, что в ней будут участвовать 12 партий. Однако уже на этапе регистрации списков кандидатов начались скандалы. Партия «Коммунисты России» попалась на том, что представила поддельные подписи избирателей в поддержку выдвижения своих кандидатов. Самое забавное, что этому поспособствовал главный блюститель чистоты выборов, руководитель ассоциации «Голос» Юрий Гурман. Некоторые считают его врагом облизбиркома за многочисленные жалобы на нарушения. Однако именно Гурман заявил, что не подписывался и даже адрес регистрации в документах был указан неверно.
Дальнейшая проверка заставила правоохранителей заподозрить, что сборщики подписей имели в своем распоряжении закрытые базы Росреестра, что дало повод для возбуждения уголовного дела. Насторожившись, сотрудники комиссии с особой тщательностью проверили сданные документы других политических сил, найдя массу нарушений и там.
В итоге «Коммунисты России» утащили за собой с выборов еще четыре непарламентские партии, включая «Российскую партию пенсионеров за справедливость». Последние две громко судились с облизбиркомом, писали жалобы в ЦИК и проводили акции протеста, но все безрезультатно.
В итоге ни одна партия не смогла зарегистрироваться по подписям избирателей. От этой процедуры были избавлены «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, а также единственная непарламентская партия — «Яблоко».
Партия власти имела все шансы провалиться на нынешних выборах. Такая опасность замаячила после ареста нынешней весной, за полгода до голосования, «политического» вице-губернатора Николая Сандакова. Чиновник замкнул на себя лично все договоренности и максимально централизовал управление всеми процессами.
Однако его полномочия подхватили заместители губернатора Иван Сеничев и Вадим Евдокимов. Несмотря на то, что праймериз были подготовлены Сандаковым, некоторые кандидаты получили определенные гарантии, внутрипартийное голосование удалось провести без особых проблем. Более того, участникам прямо объявили, что они могут использовать все законные методы — этим были протестированы организационные возможности кандидатов.
Конечно, не обошлось без сбоев. Например, в Миасском округе № 9 снял свою кандидатуру единоросс Валерий Храмцов. Официально — по состоянию здоровья. Хотя этому предшествовали скандалы с его видом на жительство в Венгрии и ошибкой при подаче документов — он указал, что имеет высшее образование, хотя у него неоконченное высшее. Но это лишь исключение из правил. К тому же Миасс всегда считался непростой территорией.
В четвертом по величине городе Челябинской области лишь совсем недавно закончились войны сити-менеджеров с главой. А оппозиция всегда имела сильные позиции. Недаром один из несистемных кандидатов в первый же день досрочного голосования устроила дебош на избирательном участке, назвав «быдлом» работников троллейбусного депо. Ей пытались объяснить, что 13 сентября люди работают. А закончилось тем, что кандидату впаяли административный арест.
Верхнеуральский ТИК и вовсе лишился руководителей из-за выездного голосования. Кандидаты-оппозиционеры поймали секретаря территориального избиркома Ольгу Бабак, которая на машине ездила на карьер одного из кандидатов, чтобы те проголосовали досрочно. СКР сейчас проводит проверку на предмет возбуждения уголовного дела, всем членам избиркомов строго-настрого запретили подобные приемчики, а Бабак вместе с председателем ТИК (не проконтролировал секретаря) Александром Андреевым уволены из комиссии.
В Троицке несколько сельских глав устроили демарш против отмены прямых выборов мэров. Как они позднее объяснили «URA.Ru», их акция была направлена не против областных властей или закона, как такового. Они уже несколько лет не могут найти общий язык с главой района Людмилой Шаталовой. Так что конфликт оказался местечковым и может быть урегулирован после 13 сентября.
Больше всего скандалов связано с именем лидера регионального отделения «Справедливой России», депутатом Госдумы РФ Валерием Гартунгом. Складывается ощущение, что некогда приятный в общении политик вернулся в 1990-е. Он скандалил, кажется, со всеми — от телеведущих на дебатах до политических оппонентов. Причем его кандидаты занимаются кампанией чуть ли не самостоятельно, а Гартунг стремится лично светиться во всех СМИ, включая городские и районные. Вероятно, он уже начал кампанию по выборам в Госдуму, которые пройдут через год. И по-максимуму пытается раздуть свой медиарейтинг.
На этом фоне несколько блекло смотрятся ЛДПР, КПРФ и «Яблоко». Эти партии ведут вялотекущие кампании. Ставку сделали на наружную агитацию в крупных городах и партийные газеты. Ни одна из этих партий, как и «СР», не смогли заявить кандидатов во всех округах. Может, ввиду малочисленности они незаметны даже на фоне самовыдвиженцев.
Насколько эффективной окажется тактика «ЕР», «СР» или тройки «скромных» партий, станет ясно после 13 сентября. На сегодня в ЗСО абсолютное большинство у «Единой России» — 49 мандатов. У «Справедливой России» и КПРФ — по 4 депутата. У ЛДПР — 3 представителя.
По мнению политолога Александра Мельникова, нынешняя кампания не получилась яркой во многом из-за тяжелой финансовой ситуации, когда все экономили деньги. Он прогнозирует, что расклад сил по итогам выборов принципиально не изменится. «Возможно, плюс 1-2 мандата получит системная оппозиция. Больше шансов улучшить результаты имеет „Справедливая Россия“. Хотя политическую жизнь между выборами она проводит в спячке, но имеет харизматичного лидера», — полагает эксперт.
Директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин характеризует прошедшую кампанию как менее конкурентную, в сравнении с предыдущими.
«В предыдущие годы было больше равновесных фигур по округам. Сегодняшняя политическая ситуация более монолитная, компромиссная. Серьезной конкурентной борьбы почти нет. Больших скандалов не было. Разве что история с малыми партиями [об отказе в регистрации списков кандидатов]. Но претензий к избиркому нет никаких. Все в рамках закона», — говорит политолог. По его словам, даже местные скандалы особо не выплескивались в медийную повестку. Единственным, кто всколыхнул ситуацию, был Валерий Гартунг. Но при очень неплохой идеологии, у кампании отсутствовала стратегия, не было развития и кульминации.
«Думаю, явка будет стремиться к 40 %. Южане будут ее вытягивать, отдельные муниципалитеты. На второе место выходит „СР“, что неудивительно, учитывая, сколько денег вбухали в кампанию. Будет странно, если партия не улучшит результат. ЛДПР может быть выше коммунистов, поскольку хорошо разыграли крымскую тематику, и получить около 10 %. КПРФ, думаю, наберет меньше 10 %. „ЕР“, если и уступит, то не больше 1-2 мандатов по спискам. Все зависит от явки: при низкой большие шансы будут у оппозиционных партий — их ядерный электорат придет на голосование в любом случае. Поэтому главная задача партии власти — привести людей на выборы», — уверен эксперт.
Известный политтехнолог Сергей Клесун согласен с коллегами о размеренной кампании с некоторыми оговорками. «Миасс удивил сам себя и даже всю область. Если бы не он, то все было бы скучно. Во многих округах кандидаты практически не работают. В одном округе сделали газету 100-тысячным тиражом и разносят ее 2-3 человеками. На муниципальном уровне веселее. В почтовом ящике с интервалом в час одну и ту же агитацию не увидишь — борются местные кланы. Весь позитив „СР“ сменился на негатив, потому что были одни обещания, уровень доверия снизился. КПРФ тихой сапой набирает голоса», — считает Клесун. Как и коллеги, он прогнозирует невысокую явку, при которой «Единая Россия» получит на пару мандатов меньше, но сохранит абсолютное большинство в ЗСО. «Экономический кризис — основа такого расклада. Люди как рассуждают: конечно, власть нас защитит, но нам нечего жрать», — добавляет эксперт.
Политолог Андрей Лавров не согласен с коллегами по поводу скучной кампании. «Да, вся агитация свелась к последним 10 дням. А до этого наблюдали три вида плакатов на улицах: выборы 13 сентября, единороссовская тройка [губернатор Борис Дубровский, спикер ЗСО Владимир Мякуш, детский омбудсмен Маргарита Павлова] и Гартунг с капремонтом. Но я много общаюсь с федеральными наблюдателями, и они говорят, что у нас кампания очень яркая по сравнению с другими регионами. Тот же отказ в регистрации оппозиционным партиям — раньше все знали, как собираются подписи, однако впервые их серьезно проверяли. Правоохранительные органы, кандидаты и граждане стали проявлять большую активность», — отмечает собеседник.
Лавров уверен, что арест вице-губернатора Николая Сандакова сказался на всей кампании. Чиновник никому не передавал дела, и это усложнило ситуацию. «Сандаков единовластно руководил всеми процессами. Многие устные договоренности не передавались и не соблюдались, что породило массу конфликтов. Я бы упомянул в этом контексте и уход [с должности руководителя регионального исполкома „ЕР“ Александра] Мотовилова», — продолжает эксперт.
Политолог соглашается, что за счет агрессивной кампании может увеличить число мандатов «СР». Хотя она и была таковой на фоне апатии остальных оппозиционных партий. По его прогнозу, эсерам удастся перетянуть один-два мандата у КПРФ и ЛДПР. А «ЕР», напротив, работала как госмашина: схематично и особо не сбиваясь с ритма. «Главное наблюдение — экономическая ситуация уже сказывается на настроениях избирателей. А с 1 января им начнут начислять пени за неоплаченные взносы за капремонт, а там сумма в тысячах. С учетом снижения реального уровня доходов населения, сейчас удалось „проскочить“, но на госдумовских выборах будет намного жестче», — резюмирует Лавров.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!