«Я знаю женщин, которые третий день рыдают и считают этот арест плевком в лицо»
Силовики допрашивают 19 чиновников Коми, организовавших ОПГ во главе с губернатором, в это время корреспонденты «URA.Ru» летят в Сыктывкар. Мы на месте восстановили события последних девяти лет! И оказалось, что «банду Гайзера» создали ныне модные политтехнологи: подменили оппозицию фейковой, запугали редакторов. Общественный контроль исчез — и в этот заповедник пришли эффективные бизнесмены. Без контроля власть позволила себе и золотую ручку, и часы за миллион долларов. Сейчас свежие «криминальные сводки» и тревожные слухи поступают в город ежеминутно. Обыватели на нервах, равнодушных нет: кто-то натурально рыдает, другие спешно собирают чемоданы, опасаясь арестов, а большинство гадает, что делать, поскольку не может оценить масштаб бедствия. Еще бы: за один день субъект федерации лишился всех своих руководителей, и нового лидера не получил. О чем говорят на каждом углу и верят ли в вину VIP-арестантов, как живет регион, где никто ни за что не отвечает и все всего боятся — в нашем материале.
Сыктывкар — город в коме
Сыктывкар не похож на столицу республики — провинциальный, тихий, очень компактный (говорят, его можно обойти пешком за полтора часа), с разбитыми дорогами. По данным последней переписи населения, здесь живет чуть более 240 тысяч человек. Всего же в Коми проживает порядка 880 тысяч, но с каждым годом численность населения уменьшается — люди уезжают.
«А что тут делать-то? Вы посмотрите вокруг, — говорит Николай, 33-летний работник Сыктывкарского ЛДК, и обводит рукой безлюдную улицу. — Заняться нечем. Платят мало. Все, кто может уехать, уезжают».
Примечательно, что Коми далеко не депрессивный регион — напротив, по всем формальным показателям это довольно успешный и финансово самодостаточный субъект. Экономика связана с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых — нефть, газ, уголь, бокситы, самоцветы плюс обработка древесины. В Ухте и Усинске работают многочисленные «дочки» «Газпрома» и «Лукойла», ведутся разработки месторождений.
— Исторически сложилось так, что Коми всегда была очень закрытой республикой, — рассказывает Елена, журналист одного из региональных изданий. — До 1937 года она была практически мононациональной, потом численность населения заметно выросла за счет ГУЛАГа. Поэтому люди здесь довольно инертны и замкнуты. Жизнь в Коми тихая и размеренная, громких скандалов тут не любят.
«Какой из Гайзера бандит?»
Громкий (грандиознейший!) скандал все же случился. И сегодня арест губернатора обсуждает вся республика. Только об этом говорят в кабинетах, на остановках, в магазинах… Все уверены, что арест 19 чиновников — только начало. Коррупционному скандалу посвящены и сюжеты местных телеканалов. Вот только журналисты с 19 сентября сообщают последние новости сухо, без оценок, строго по фактам, озвученным силовиками. Но общий настрой все же легко уловить — в вину арестованного губернатора Гайзера в республике мало кто верит.
— Сейчас по всем федеральным каналам только одно говорят: «бандит», «лидер ОПС», — рассказывает журналистка Елена. — А мы, когда узнали, только посмеялись: какой из Гайзера бандит?
Того же мнения придерживается член общественной палаты республики Коми Леонид Зильберг. По его словам, Гайзер «не криминален по своей природе»:
«Вячеслав Гайзер — типичный „белый воротничок“ с психологией отличника. Спокойный и семейный человек, который очень хочет быть на хорошем счету. Очень сдержанный, всегда вел себя подчеркнуто скромно — никаких дорогих часов или „мигалок“ на роскошных авто.
При том что я противник „Единой России“, на выборах голосовал за Гайзера. Не только из-за того, что больше голосовать не за кого, но и потому, что он мне не противен как человек. При других обстоятельствах он был бы прекрасным губернатором. Я уверен, что он лидером этой группировки не был никогда, им был Зарубин. Возможно, в какой-то момент роли начали меняться, и Гайзер играл в этом более существенную роль, чем можно представить, но он совершенно точно не был никогда лидером ОПГ».
Главный редактор интернет-журнала 7×7 Максим Поляков отметил, что, несмотря на многочисленные выборные скандалы в Коми, связанные с подсчетом голосов, степень доверия к опальному главе региона у населения объективно высокая:
— Его есть за что уважать — он технократ, грамотный экономист. Когда его назначили в 2010 году губернатором, он мало общался с прессой, потому что не умел этого делать. Он не политик, никогда не был публичной персоной, прошел год-полтора, он научился. Начал устраивать разносы на заседаниях правительства. При этом оставался экономистом, который рассуждал так: не говорите мне, хорошо это или плохо, скажите — сколько это стоит и насколько это отвечает поставленным задачам.
Коми-Спрут
В редакциях Сыктывкара в понедельник с раннего утра аврал и смятение: новая информация поступает каждые десять минут. Вот прошел слух, что показания по делу Гайзера дает бывший глава Коми Владимир Торлопов. Кроме того, в Москву доставлены еще несколько десятков человек для дачи показаний (получить подтверждение этой информации в СК не удалось).
Еще более нетривиальная задача — получить комментарии от коллег арестованных политиков — заместители, помощники, доверенные лица — все дружно отказываются отвечать на вопросы местных журналистов. И не случайно:
все обсуждают свежий слух, что список арестантов вот-вот увеличится до ста имен.
Предпочитает отмалчиваться и республиканский избирком: председатель Елена Шабаршина объявила о закрытом совещании, результаты которого к моменту публикации не обнародованы. Не было даже намека на то, как будет реагировать избирком на арест практически всех единороссов, победивших на прошедших выборах.
Близкий к окружению губернатора собеседник «URA.Ru», пожелавший остаться неизвестным, рассказал, кем и в какой среде формировалось «ОПС Гайзера».
Для начала очень кратко напомним: уголовное дело в отношении 19 человек — руководителей и участников преступного сообщества — было возбуждено управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ 18 сентября по ст. 210 («преступное сообщество») и 159 («мошенничество») УК РФ. Гайзеру и первому заму губернатора Алексею Чернову уже предъявлены обвинения в организации преступного сообщества и мошенничестве. Фигурантов подозревают в аферах с госсобственностью: глава Коми и первые лица республики могут быть причастны к незаконной приватизации целого ряда предприятий.
Следственный комитет заявляет о том, что история началась в 2006 году, но, по мнению нашего источника, старт был дан в 2001-м, когда в Коми появился Алексей Чернов. Он стал главным советником (по факту — идеологом) прежнего президента Коми Владимира Торлопова.
Примечательно, что Чернов имеет режиссерское образование и даже работал на «Ленфильме», а потому к выстраиванию отношений с прессой относился творчески. За редким исключением все СМИ региона были подконтрольны администрации главы региона. В Желтом доме — так называют администрацию главы правительства Коми — регулярно проводились планерки, на которых журналистам давали разнарядки, кого хвалить, кого «мочить».
Тогда же на политической арене региона появился Павел Марущак. В городе про него говорят — личность одиозная и легендарная. Юрист по образованию, он начинал как правозащитник «Мемориала». Став руководителем управления информации администрации главы правительства, Марущак занялся подменой реальной активности на фейковую.
Например,
если администрации были неугодны активисты-экологи, их откровенно «мочили» через аффилированные с властью СМИ, а в противовес создавалось движение «Зеленая республика». Как результат — любые проявления гражданской активности подавлялись на корню. Как сегодня признаются сами жители республики — Марущак и Чернов не только «загасили общественность», но и сделали все, чтобы большинство СМИ даже не думали задавать региональным чиновникам неудобные вопросы. В обстановке тотального отсутствия общественного контроля сложилось то, что сейчас Следственный комитет РФ называет ОПГ.
К Чернову и Марущаку стали присоединяться другие влиятельные бизнесмены. Например, Константин Ромаданов — еще один фигурант громкого уголовного дела, был руководителем службы по тарифам, а позже — вице-губернатором. Занятный факт: пару лет назад он входил в ТОП-100 самых богатых людей России по версии Forbes. По его словам, это доходы от имеющихся у него акций, но очевидно, что источник его доходов — энергетика и ЖКХ, которые он полностью подмял под себя в лучших традициях 90-х.
Но чаще других в Сыктывкаре сегодня называют фамилию бывшего советника главы республики Коми Александра Зарубина, который фактически был серым кардиналом, и, скорее всего, автором многих преступных схем. Его (Зарубин в далеком прошлом — топ-менеджер ГК «Ренова» и бывший муж певицы Лолиты) в Коми считают одним из самых влиятельных людей в регионе.
По некоторым данным, Зарубин курировал строительство бокситно-глиноземного комплекса в Коми. В этой инфраструктурной стройке публично не «светился», однако можно предполагать, что многомиллиардная инвестиционная идея была запущена не без его участия. Кстати, Зарубин чудом избежал ареста, вовремя уехав за границу. Сейчас решается вопрос об объявлении его в международный розыск.
Игорь Ковзель — один из арестантов — одноклассник Алексея Чернова. Ковзель возглавлял предприятие «Промкомбинат» — компанию, которая строила дома из дерева и получала заказы от администрации: например, построить детский сад в каком-нибудь поселке. После этого Ковзель был депутатом госсовета, а потом стал спикером. Кстати, говорят, что именно он приучил депутатов не задавать вопросов и нажимать нужные кнопки во время голосования.
Все прочие фигуранты дела — Валерий Веселов, Евгений Самойлов и другие — по мнению осведомленных источников также были креатурами Чернова и Зарубина. Практически все члены ОПГ действовали по их указке.
По мнению одного из наших собеседников, Гайзер, скорее всего, оказался заложником ситуации: он пришел, когда спрут уже захватил регион, сделки по приватизации активов уже были поставлены на поток. Очевидно, у главы региона не оставалось выбора, кроме как принять правила игры.
Кто на новенького
Роль Гайзера — сегодня у сыктывкарцев не единственная тема для обсуждения. К обеду понедельника все чаще стал звучать вопрос — кто займет место главы республики.
Осведомленные источники сообщили нашему агентству, что на пост главы региона прочат бывшего сенатора республики Игоря Васильева (был в тройке претендентов на пост губернатора в 2010 году, — прим. ред.). Либо это будет человек из другого региона, но со схожим опытом и политическим весом. Других кандидатур, по мнению юриста и активиста отделения КПРФ в Коми Андрея Никулина, среди политических элит региона нет — местный политический истеблишмент был слишком аффилирован с группировкой Гайзера.
Член Общественной палаты республики Коми убежден: это показательная порка.
Регион был выбран неслучайно: во-первых, проявил себя упорный и бескомпромиссный прокурор Сергей Бажутов, который не шел на соглашения с действующей властью. Во-вторых, Коми — субъект-донор с самостоятельными финансовыми потоками, то есть это хороший повод лишний раз приструнить губернаторов и региональные элиты.
— Мне кажется, это попытка федеральной власти продемонстрировать свою силу, — считает Дмитрий Несанелис, генеральный директор фонда «Региональная политика». — Прогноз по ценам на нефть довольно пессимистичный, курс рубля невыигрышный плюс некоторые неудачи во внешней политике — все это может восприниматься федеральной властью как необходимость доказать свою мощь в других сферах. Например, в громких политических скандалах. Гайзер — идеальная кандидатура для этого. Он эффективный губернатор, Коми — довольно успешный регион. И если даже такого человека посадили, это значит, что никто не уйдет от ответственности.
Известный в Сыктывкаре блогер Владимир Прокушев в интервью URA.Ru озвучил свою версию: арест руководства региона — это следствие борьбы за ресурсы финансово-промышленных групп. Денег в стране становится меньше, потоки перераспределяются. «При этом надо понимать, что это не репрессии в отношении невиновных чиновников, дело мне представляется реальным, просто делу дали ход в нужный момент», — говорит блогер.
Леонид Зильберт отметил, что арест Гайзера — это шок для всех, в том числе для его избирателей:
— Я знаю женщин пожилого возраста, которые третий день рыдают и считают этот арест плевком в лицо. Они этому человеку доверяют и считают, что Гайзера сделали крайним в какой-то политической игре.
СПРАВКА:
Оперативная разработка Вячеслава Гайзера началась еще в 2011 году, а поводом для нее стал невозврат Сбербанку кредита более чем в 500 млн рублей от ОАО «Лесопромышленная компания Сыктывкарский ЛДК». Летом 2011 года Сыктывкарский филиал «Сбербанка России» попросил генпрокурора Юрия Чайку провести срочную проверку финансового положения предприятия-должника. По мнению банка, руководство предприятия не собиралось возвращать кредиты и занималось аферами.
Глава Республики Коми находится в СИЗО «Лефортово», там же — его зам Алексей Чернов, зампред правительства Константин Ромаданов, руководитель компании ЗАО «Комижилстрой» Антон Фаерштейн и бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов, занимающий должность советника руководителя ООО «ПИК».
В ближайшее время суд должен рассмотреть еще семь ходатайств об аресте фигурантов дела. К слову, Евгений Самойлов уже признал свою вину и, вероятно, надеясь на помещение его под домашний арест, дал показания против других фигурантов дела. Однако под домашний арест был помещен другой подозреваемый — бизнесмен Юрий Бондаренко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!