Все регионы
18:53   05 октября 2015

«Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Какому французу, зачем отдана?"

Откровения педагогов в День учителя: из-за ЕГЭ школьники разучились считать, думать и не понимают, почему происходит смена времен года
Тестовая система экзаменов превращает учеников в роботов Фото: Игорь Меркулов © URA.Ru

Даже ученики элитных гимназий Екатеринбурга выходят из школы, простите, неучами. Современные дети не знают про Гагарина, уверены, что царицу Александру Федоровну убили во время прогулки бандиты, и думают, что «война шла со Сталинградом». Это не преувеличения, а реальные ответы уральских гимназистов и школьников. Кто виноват, что дети становятся тупыми — выясняли в День учителя сами педагоги.

Сегодня в России отмечают День учителя, но настроение у многих педагогов не праздничное. Современные школьники к выпускному экзамену не знают элементарных вещей.

«Скажи-ка, дядя!»

Репетитор по русскому языку и литературе Елена Петровна, работающая с детьми из элитных екатеринбургских гимназий, жалуется, что, помимо собственного предмета, вынуждена постоянно заниматься с учениками ликбезом.

«Берем „Бородино“ — казалось бы, чего проще?» — рассказывает репетитор. — Начинаем обсуждать стихотворение, и я в вдруг вижу, что девочка не понимает, о чем вообще идет речь (учится, кстати, в элитной гимназии Екатеринбурга — № 9). «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Какому французу, зачем отдана?" Приходится рассказывать, хотя я и не преподаю историю. «Читаем „Предсказание“ — выясняется, что ученики не знают о революции, о том, кто такой Сталин. Опять рассказываю историю страны — иначе стихотворение не понять».

Преподаватель в шоке от уровня подготовки учеников. И даже создала блог на сайте «Могу писать», в котором описала наиболее вопиющие случаи. «Прошу проинтерпретировать строчку „Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт“, — оказывается, школьники не знают, куда собственно подевались у нас цари! — пишет репетитор. — У меня это вообще вопрос за засыпку. Кто был последним царём и куда он делся? — Никто не знает!!! Эти дети живут в Екатеринбурге!».

Одна девочка после ряда наводящих вопросов вскрикнула: «Я вспомнила! На экскурсии нам рассказывали, что царица ночью пошла гулять в лес с дочерями, там на них напали разбойники и всех убили, — уточняет преподаватель. — Зачем царица пошла ночью с дочерьми и без охраны в лес? Нет ответа».

Репетитору по русскому приходится постоянно проводить ликбез по истории и географии, иначе дальше не двинуться
Фото: Александр Елизаров

Помимо истории, репетитору по русскому языку приходится постоянно натаскивать учеников и по другим «не своим» предметам, например, географии — многие не понимают, как, скажем, наклон земной оси влияет на смену времен года. Но история — это самое больное место, провалы в ее изучении приводят к тому, что сочинения учеников превращаются в юморески.

«После фильма „Сталинград“ я получала такие рассказы: „Война шла со Сталинградом“, „Немцы решили напасть на Сталинград“, — рассказывает репетитор. — Где находится этот город и как туда попали немцы — никто не знал. Про блокаду Ленинграда дети рассказывают со слезами на глазах, но не могут ответить на вопрос, кто взял город в блокаду. Враги. Какие враги? Во время какой войны? Это я уже какие-то тонкости спрашиваю».

Тотальное незнание современными детьми истории (даже новейшей) сегодня отмечают как учителя, так и сами родители.

«Летом отправляли ребенка в лагерь им. Гайдара, — рассказал „URA.Ru“ один из читателей. — Приехали навестить, пообщались с вожатой, та рассказала, что они проводили опрос среди детей в лагере, и ни один ребенок не смог ответить на вопрос, кто такой Аркадий Гайдар. Ни один! Самые распространенные ответы — бандит».

Посчитать на пальцах

Катастрофическое падение уровня знаний отмечают не только по гуманитарным предметам, но и в точных науках — математике, химии, физики. «Точные науки никогда не пользовались большой популярностью у подростков, а сегодня — тем более, — говорит доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой физико-математических дисциплин Института развития образования Юрий Циовкин. — Но сегодня есть вещи, которые вызывают более серьезные опасения».

Фото: Александр Мамаев

Одна из них, например — обыкновенный устный счет. «У школьников любого возраста большие проблемы с арифметикой, — отмечает эксперт. — Многие не умеют складывать дроби. О доказательствах теорем вообще речи не идет, их доказывают только в матклассах, а в обычных дети даже не умеют их применять. Частая ситуация: ребенок может формально ответить на вопрос в ЕГЭ, но не может использовать знание на практике — такое происходит направо и налево».

По мнению специалиста, частично в этом «виноват» прогресс, а именно появление гаджетов, в любом из которых есть калькулятор — в результате дети перестают считать самостоятельно.

Другая причина — в технологиях преподавания. «Проблема идет с начальной школы: в обучении происходит подмена наглядного абстрактным (скажем, операции деления можно учить по формальной схеме деления столбиком, а можно то же самое объяснять с помощью яблока, деля его на части), — объясняет Юрий Юрьевич. — Как только пропадает понимание причинно-следственных связей — у детей сразу же исчезает интерес к математике как к науке».

Далее все идет только по нарастающей: дети, которые не понимают основ, перестают понимать дальнейший материал. «Основной „завал“ происходит на уровне 5-6-7 классов, когда от детей требуется переход к каким-то формальным операциям, а они не освоили их на уровне „осязания“, — считает специалист. — Дальше проблема нарастает, как снежный ком. Результат: в том году на первой волне ОГЭ (основной государственный экзамен — прим.ред.) 25 % процентов учащихся в Свердловской области получили двойки по математике».

Что делать учителю: учить или натаскивать на тест?
Фото: Александр Мамаев

 

Все это напрямую связано со сложившейся системой в современном российском образовании: всех (ребенка, учителя, родителей) интересует только одно — сдача единых госэкзаменов. «Беда в том, что практически нет обучения по предмету как таковому, обучение подменяется натаскиванием на ЕГЭ или ОГЭ», — считает Циовкин.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Институт развития образования вот уже второй год ведет бесплатные интернет-курсы по физике и математике по подготовке к ЕГЭ для учащихся, кроме того, работает с самими преподавателями. «Менять учителей одних на других — будет еще хуже, приходится переучивать», — говорит эксперт. В результате такой работы процент «двоек» на ЕГЭ по физике снизился с 11 с лишним процентов (итог 2013/2014 учебного года) до четырех.

Впрочем, есть и более кардинальные предложения, как исправить ситуацию — например, широко обсуждаемая сегодня идея о «ЕГЭ для учителей», которую в Екатеринбурге активно продвигает Уральский родительский комитет. Эта задумка, в случае ее реализации, поможет не только получить данные о квалификации педагогов. «Почувствовав себя в шкуре учеников, может быть, учителя научатся учить, а не просто натаскивать на экзамены?» — надеется эксперт.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям