Все регионы
17:45   10 ноября 2015

В Россию возвращаются продовольственные карточки

Кусок «пластика» позволит вам не умереть от голода уже в будущем году. Стесняться некого: «Даже в Америке они есть!»
Российские власти нашли способ поддержать бедняков Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

В 2016 году в России должны появиться первые продовольственные карточки. Федеральные власти открыто признают: число бедных в стране растет, пришло время создавать систему, которая позволит их, в буквальном смысле, подкормить. Губернаторам придется найти в своих бюджетах свободные средства: полностью взять на себя снабжение регионов Москва не готова. Что войдет в продовольственный набор, где можно будет «отоварить» свою карточку, как она будет выглядеть и кто из уральских лоббистов двигает проект — в материале «URA.Ru».

Введение продуктовых карт инициировал Минпромторг России. Чиновники разработали специальную программу, которая должна одновременно и поддержать продовольственную безопасность страны, и обеспечить адресную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Итак, россиянам, имеющим невысокие доходы, будут выдаваться специальные пластиковые карты, на которые государство ежемесячно будет перечислять определенную сумму. На эти деньги владелец карты сможет приобрести исключительно ограниченный список продуктов питания:

молоко, фрукты, овощи и мясо — список будет утвержден позже. О макаронах, крупах и тушенке, а тем более об алкоголе речь не идет. Более того, все покупаемые продукты обязательно должны быть отечественного производства.

Как пояснял ранее глава Минпромторга Денис Мантуров, преследуемая цель — повысить качество питания слоев населения, которые «сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлажденное мясо животного происхождения». Об этом преимуществе новой системы заявила сегодня и сенатор от Челябинской области Ирина Гехт, по мнению которой небогатые россияне смогут, например, употреблять в пищу уже не спред, не продукты с пальмовым маслом, а с натуральными и при этом полезными жирами.

По словам Гехт, решение о выдаче малоимущим карточек будет приниматься, исходя не только из уровня их доходов, но и имущественного положения. Иначе говоря, человек, получающий небольшую зарплату и официально проживающий на небольшую пенсию, но при этом имеющий иномарку, может не надеяться на помощь от государства.

«С другой стороны, — отмечает сенатор, — нужно понимать, что с 2008 года в стране значительно увеличилась численность нуждающихся — их сейчас более 20 млн.

И это несмотря на то, что до 70 % бюджета на сегодняшний момент тратится на социальные расходы, что свидетельствует о неэффективности существующей системы оказания соцподдержки».

Еще один аргумент лоббистов проекта — продуктовые карты позволят увеличить обороты сельского хозяйства и стимулируют приток инвестиций в отрасль. «Многие отечественные сельхозтоваропроизводители сегодня проигрывают западным, потому что у них выше себестоимость, для них недоступны сетевые магазины и т. д. Сейчас создается такая достаточно гармоничная система, с одной стороны, поддержки малообеспеченных граждан, с другой — поддержки гарантированного спроса на продукцию наших сельхозтоваропроизводителей», — отметила Ирина Гехт.

Заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин надеется, что введение продуктовых карт позволит унифицировать подходы к оказанию социальной помощи малообеспеченным, которые пока разнятся по регионам. Все три вида поддержки, признанные в разных странах, — социальное питание, адресная продовольственная помощь и добровольное приобретение продуктов в пользу бедных — в России с введением продовольственных карточек будут объединены в одно целое.

Стоимость программы продуктовых карт оценивают примерно в 240 млрд рублей в год — расчеты произведены исходя из того, что «пластик» выдадут 15-16 млн россиян.

Эксперты признают факт «обнищания населения»: согласно данным Федеральной службы государственной статистики, уровень бедности в стране снова растет: с 15,4 млн человек в 2012 году до 16,1 млн человек в 2014 году.

В Минпромторге поясняют, что реализация системы зависит от возможностей региона и от уровня обеспеченности населения в данном регионе. По сути, федералы возлагают на власти субъектов дополнительные полномочия, а на бюджеты — дополнительные затраты. Хотя, например, по мнению депутата Госдумы от Пермского края Валерия Трапезникова, реализация программы должна идти при условии равного финансирования со стороны федерального и региональных бюджетов.

В худшем положении (причем во всех отношениях) на Урале окажется Курганская область: в регионе самая низкая бюджетная обеспеченность и при этом самый высокий уровень бедности в округе — 16,5 %. В правительстве региона «URA.Ru» сообщили, что тема введения продовольственных карт уже обсуждалась. Однако в связи с серьезной напряженностью бюджета от этой идеи пока отказались — доплачивать малоимущим за хорошее питание субъект не в состоянии.

Остальные регионы округа находятся в более выгодном положении. Так, в Пермском крае уровень бедности составил в прошлом году 11,8 % (немного подрос к уровню 2013 года, но ниже, чем был в 2011—2012 годах). В Челябинской области, по данным Росстата, уровень бедности с 10,8 % в 2011 году вырос до 11,7 % в прошлом году. В Тюменской области численность проживающих за чертой бедности составляет 11,4 % (этот показатель находился примерно на уровне 11 % за последние четыре года).

В Ханты-Мансийском автономном округе уровень бедности составляет 10,8 % (он также немного подрос). В Свердловской области — 8,3 % (за последние три года показатель держится примерно на одном уровне). На Ямале — самый низкий уровень бедности — в прошлом году он составил 7 %. Однако и там этот показатель вырос с 2012 года, когда бедных было на 0,6 % меньше.

Сенатор Ирина Гехт считает, что власти пора сместить акценты: бедными становятся не только и не столько пенсионеры. «Бедность сместилась в семьи с малолетними детьми и многодетные семьи. Эти категории, как правило, не получают дополнительных льгот и мер социальной поддержки, при этом снижение реальной заработной платы, инфляционные процессы влияют на их потребление. Они должны стать приоритетными категориями», — отметила Гехт.

Депутат Госдумы Валерий Трапезников в разговоре с журналистом «URA.Ru» согласился, что продуктовые карты «можно вводить — даже в Америке они есть».

«Но только надо дать право регионам решить: как и для кого вводить, на какие магазины распространять их, какие льготные условия будут действовать для торговли. Надо смотреть, какая пенсия у человека, с кем он живет, чтобы картой пользовались не те, кто живет на иждивении у своей мамы или бабушки, а действительно нуждающиеся, — отметил Трапезников. — Я думаю, можно определенный продуктовый набор продавать по заниженной цене в течение полугода-года. Надо думать, как сделать так, чтобы и бизнес не пострадал».

Проект программы введения продуктовых карт разделил процесс на два этапа: предполагается, что с 1 января 2017 года (с 1 января 2016 года — в отдельных регионах) карточки будут распространяться только на покупку строго определенных групп товаров, затем они позволят своим обладателям бесплатно питаться в специальных кафе и столовых.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям