Чем отставка мэра Петрозаводска Ширшиной аукнется мэру Ройзману
В прошедшую пятницу депутаты Петрозаводска отправили в отставку главу Галину Ширшину. Так руководитель Карелии Александр Худилайнен ликвидировал оппозиционную силу и закрыл негативную историю в своей карьере, связанную с выборами 2013 года. «Двойник» Ширшиной в Екатеринбурге, Евгений Ройзман, продолжает создавать неудобство свердловским властям. Атака на его должность летом этого года провалилась из-за санкций Москвы. «URA.Ru» разбирается: значит ли отставка Ширшиной, что Ройзмана можно снимать и как уговорить администрацию президента на отставку мэра.
В сентябре 2013 года ставленница оппозиционной партии «Яблоко» Галина Ширшина избралась главой Петрозаводска в пику республиканской власти. Точно так же началась история мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который в то же время победил на выборах кандидата от «ЕР» Якова Силина. И Ширшина, и Ройзман, продемонстрировавшие беспрецедентные ранее возможности несистемной оппозиции, стали героями федеральных СМИ и главными оппонентами властей в своих регионах. С отставкой Ширшиной похожие истории, карельская и свердловская, разделились. Ройзман с трибуны мэра безнаказанно продолжает критиковать свердловские власти. В это время карельские идеологи перекрыли Ширшиной любые возможности для маневра.
Петрозаводский импичмент готовился в течение двух лет, что Ширшина работала главой, говорит местный наблюдатель. От негативно настроенного Петросовета она получила две оценки «неудовлетворительно», от силовиков — 72 предупреждения об уголовной ответственности. Было возбуждено 11 административных дел и отправлено 258 актов прокурорского реагирования.
Параллельно правоохранители устраняли ее окружение: вице-мэр Евгения Сухорукова была приговорена к трем годам условно, патрон Ширшиной и областной депутат Девлетхан Алиханов был арестован в феврале по делу с махинациями с недвижимостью; Василий Попов, один из лидеров карельского «Яблока», партии Ширшиной, бежал от уголовного преследования в Финляндию. Сработал и областной парламент, отменив прямые выборы мэра — отрезав Ширшиной путь к переизбранию.
«Почему администрация президента дала Худилайнену снять Ширшину? — спрашивает один из политических сторонников карельского губернатора.
— Весь год областные [карельские] власти договаривались с лидерами общественного мнения. Работе помогало то, что город находился в политическом хаосе, вокруг Ширшиной уже была создана раздробленность. В итоге митинг в Петрозаводске в поддержку Ширшиной собрал сто человек.
Стало очевидно, что реальная ее поддержка — федеральные СМИ, для которых она — один из символов „володинской весны“, — говорит политический сторонник Александра Худилайнена. — Как я понимаю, Кремль не стал мешать отставке, увидев, как ситуация упакована: позиция по отставке Ширшиной принадлежит не Худилайнену, а общественности. После такой тщательной подготовки отставка оказалась логичным шагом».
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман тоже являлся объектом критики. В частности, СМИ, близкие к областным властям, связывали грязь в муниципалитете с недоработкой градоначальника. Серьезная критика мэра появилась вместе с так называемым «делом Кинева-Ройзмана»: городской депутат и товарищ градоначальника, Олег Кинев, сознался в убийстве пенсионерки. В конце года начались допросы свидетеля Ройзмана, сторону обвинителя представляет замгенпрокурора Юрий Пономарев — единственный на сегодня представитель свердловской элиты, пытающийся повлиять на отставку мэра.
В июле свердловские депутаты, лояльные областным властям, приняли законопроект об изменении названия должности Евгения Ройзмана. Если бы решение вступило в силу, градоначальника стали бы называть не «главой Екатеринбурга», а «председателем гордумы». Решение вполне могло закрыть историю с избранием Ройзмана. Однако губернатор Евгений Куйвашев наложил на него вето. По мнению источников «URA.Ru», причиной была московская санкция.
Как объясняет областной депутат Вячеслав Вегнер, недавно перешедший из гордумы Екатеринбурга в Заксобрание, снять с должности Ройзмана намного сложнее, чем Ширшину: «Городские депутаты не могут отправить его в отставку, областные могут распустить Думу, но мэр продолжит работу. С Ройзмана досрочно могут сложить полномочия только в случае собственной отставки, смерти и уголовного преступления. Областные власти это понимают и, как кажется со стороны, смирились».
«Областные власти не работали с общественным мнением»,
— выдвигает свою версию, схожую с карельской, знакомый екатеринбургский политтехнолог.
«У нас другая политическая система, — объясняет „URA.Ru“, почему его не отправляют в отставку, как Ширшину, сам Евгений Ройзман. — Во-первых, у меня — дружественная Дума. Здесь в первую очередь работают люди, отстаивающие интересы города».
«Браться за планомерное приближение отставки Ройзмана уже поздно, — заключает директор Центра региональной политики Андрей Русаков. — Как в 2013 году, так и сегодня проблема состоит не в Ройзмане, а в том, что официальная власть не может представить фигуры, способной выйти на ринг с ним. И вызов свердловской власти в 2016 году — эту фигуру создать».
«Сравнение двух мэров вряд ли уместно. Ширшина — это локальная проблема не слишком сильного губернатора Худилайнена, который неумело интриговал с бывшим городским главой и в результате с черного входа зашла сила, оседлавшая запрос на протест против опостылевших чиновников. В этой ситуации Кремль дал губернатору возможность самому разобраться со своими просчетами, оставшись в стороне. Эскалация бизнес-интересов достигла такого уровня, что отставка могла произойти по более печальным обстоятельствам, — говорит директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Ройзман, пусть и без полномочий, — незаменимая часть конфигурации сдержек-противовесов третьего по значению региона страны».
«Губернатору Худилайнену, занимающему последние места в рейтинге ФоРГО, терять было нечего (или пан, или пропал), в отличие от губернатора Куйвашева, позиция которого приподнимается, и он явно намерен продолжить этот рост», — считает гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.
«У мэра Петрозаводска в отличие от мэра Екатеринбурга есть реальные рычаги управления муниципальным имуществом, а не только представительские функции,
— объясняет главный редактор издания „АиФ-Карелия“ Сергей Хорошавин. — Речь идет не только о политическом раздражении, как в Екатеринбурге, но и в стремлении получить доступ к управлению имуществом». Поэтому, по мнению нашего собеседника, повода для атаки на Евгения Ройзмана нет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!