Определены восемь регионов, где в 2016-м выборы превратятся в «бойню». Половина — на Урале
18 сентября в России пройдут самые масштабные за последние пять лет выборы. Помимо Госдумы, россияне будут избирать губернаторов, депутатов регионального и муниципального уровней, мэров. В 30 регионах все пройдет спокойно, а вот в восьми ждут конфликтов, которые будут масштабнее знаменитой «кровавой бани» из «Игры престолов». Половина этих территорий — на Урале. Эксперты назвали «URA.Ru» эти территории, объяснили, почему даже в Тюменской области спокойно избрать парламент не удастся, и дали прогноз, чем все закончится.
Сентябрь этого года по праву уже считается самым богатым на избирательные кампании с конца 2011 года. В один день с выборами нового состава Государственной Думы жители пяти регионов будут избирать губернаторов, 38 — депутатов субъектовых законодательных собраний и 11 Дум областных центров (в 2011 году одновременно совпало 28 региональных кампаний и четыре значимых муниципальных). В общей сложности (с учетом выборов в Госдуму) в России пройдет 55 крупных избирательных кампаний одновременно.
Сегодня большинство экспертов придерживается мнения, что нестабильная социально-экономическая ситуация, все больше подводящая и к политической нестабильности, создаст серьезные проблемы именно на региональных выборах. Она может усугубить внутриэлитную борьбу, которая в одних субъектах уже началась, в других наверняка начнется чуть позже, а где-то она и не прекращалась.
Одним из наиболее политически конфликтных регионов политолог Евгений Минченко назвал Свердловскую область. Он выделил и ряд других субъектов, где тоже по вполне объективным причинам развернется серьезная борьба за место в региональных властных структурах.
«Конфликты существуют везде. Я думаю, что очень серьезная острота будет в Красноярском крае и в Свердловской области. Непростыми будут выборы в Тюменской области и в Югре — много денег, много игроков, много интересов. Это те регионы, где уже начинается очень серьезная подготовка, регионы, где действительно велика вероятность внутриэлитной борьбы», — отметил эксперт.
Политолог Леонид Давыдов также считает, что конфликты в период избирательных кампаний в регионах возникнут, но их острота будет зависеть от того, насколько власти самих субъектов смогут выстроить внутренний диалог. "На сегодняшний день федеральная власть демонстрирует и посылает всяческие сигналы о том, что свои конфликты регионы должны решать сами. Собственно, это правильно. Поэтому конфликты могут быть там, где внутриэлитные обстоятельства способствуют этому. Это как застарелые конфликты, так и, возможно, возникшие новые на фоне экономики. Под ударом, конечно, регионы, где особенно «плохие» бюджеты, — считает Давыдов.
Мнение эксперта относительно наиболее интересного региона с точки зрения выборов полностью совпало с его коллегой: это Свердловская область.
Причем это касается и единого округа, и одномандатных округов. «Все зависит от того, какие фигуры выдвинутся. В любом случае будет интересно, — отметил политолог. — Свердловская область — один из тех регионов, где есть пассионарии, и все они, конечно, рвутся в бой».
Директор NPR Group, политолог Дмитрий Фетисов, считает, что в тех регионах, где существуют внутриэлитные конфликты, региональные кампании могут стать «гораздо интереснее и конкурентоспособнее, чем выборы депутатов Государственной Думы». «Это в первую Ульяновская область, где нынешний губернатор имеет очень большие проблемы как с Кремлем, так и с региональной элитой. Также я бы выделил Астраханскую область, где в последнее время активизировалась часть представителей элиты — соратники экс-мэра Астрахани и экс-губернатора Волгоградской области Сергея Боженова. На выборах в Астраханскую областную Думу они попытаются получить как можно больше мандатов», — отметил Фетисов.
Председатель экспертного совета АНО «Институт политического анализа и стратегий» Дмитрий Нечаев прогнозирует серьезную борьбу в Карелии, в Псковской, Свердловской, Тюменской областях и в ХМАО. Он предполагает, что в уральских регионах на фоне «резонансных событий вокруг функционирующих губернаторов» вполне «можно ожидать появления сильных оппозиционных фракций в региональных Заксобраниях».
Политический консультант Константин Бакшеев считает, что «сложными» будут несколько регионов. «Из сложных для власти „смежников“ можно выделить Карелию с сильным „яблочным“ протестом, Красноярский край с „Патриотами“ Быкова, Омскую и Кировскую область с раскрученными персонами в стане „красных“, Оренбургскую область при выдвижении депутата Госдумы Сергея Катасонова по Бугурусланскому мажоритарному округу. Отдельным проблемным блоком в связи с неоднозначностью губернаторов и мятежностью элиты пойдут Пермь, Самара, Свердловская область», — заявил эксперт.
Основным претендентом на победу признается «Единая Россия», однако в разных регионах ее кандидатам очевидно придется приложить для этого разные усилия.
По мнению Константина Бакшеева, «для партии власти смежность стратегических кампаний безопасна в Кузбассе или где-нибудь в Мордовии».
«Но не там, где один обозленный и финансово крепкий мажоритарщик может „распахать“ под себя и альтернативный партийный бренд треть, а то и половину области, — отметил эксперт. — Есть, конечно, и обратная ситуация, когда рейтинговые единороссы, которые переизбираются в заксобрания на местах, выступят „паровозами“ будущих думцев. Будут и такие розыгрыши, где „паровозами“ через список в законодательные собрания станут губернаторы. Известно, что возглавлять список „Единой России“ в Госдуму главам субъектов не рекомендовано, и вот как раз смежность кампаний эту неловкость может аккуратно снять».
По словам политолога Леонида Давыдова, «„Единой России“ будет сложнее получить высокие проценты по спискам». «В тех регионах, где столкнутся пассионарии, выборы будут достаточно интересными. Там, где их не будет, скорее всего, будет побеждать „Единая Россия“ в силу наличия аппаратов, возможностей самого выдвижения, наличия хоть какой-то „кадровой скамейки“. Да, процент будет очевидно ниже. Но по одномандатным округам все решается за счет двух факторов: наличия аппаратов как таковых и наличия кадров. Конечно, в этом случае больше шансов у парламентских партий, прежде всего у „Единой России“, — отметил Давыдов. — Возможно, в регионах оппозиция будет пробовать объединиться. Такие попытки были и раньше: тайно под кого-то — да, но чтобы зримо, легально, официально выдвинуть своего кандидата и вести совместно кампанию — такого не помню. Это сложно сделать — все же великие. А когда все великие, договариваться сложно».
По мнению Дмитрия Нечаева, в этом году большинство вновь сформированных региональных парламентов заметно усилится. Они уже «будут не только структурами, которые показывают „художественный свист“, но и отчасти элементами будущей системы „сдержек и противовесов“ в российских регионах».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!