Будут ли «Единая Россия» и ОНФ противостоять друг другу на выборах?
Беспартийным представителям Общероссийского народного фронта, проигравшим праймериз «Единой России», могут негласно запретить участие в выборах в Госдуму. Результаты предварительного голосования фактически станут лакмусовой бумажкой, определяющей авторитет участников. Заведомо проигрышные кандидаты, очевидно, не нужны ни партии власти, ни самому ОНФ. Вместе с тем исключить конкуренцию между двумя пропрезидентскими структурами сегодня берутся не все. Эксперты расходятся во мнении, решится ли ОНФ противостоять «Единой России». О вариантах сотрудничества и соперничества двух президентских ресурсов на выборах в Госдуму — в материале «URA.Ru».
Представители Общероссийского народного фронта, среди которых немало действующих депутатов Госдумы, активно готовятся к предстоящим выборам. Но в этом году у многих из них могут возникнуть проблемы с выдвижением, прежде всего у тех, кто является беспартийным. Исключение составят, пожалуй, только «фронтовики», которые заявятся и сумеют победить в праймериз «Единой России». Дальнейшее противостояние (в период официально объявленной избирательной кампании) представителей ОНФ и правящей партии — двух главных ресурсов президента Владимира Путина — практически исключено. И это, по сути, признают сами единороссы.
Так, председатель Центрального координационного совета сторонников «Единой России», координатор праймериз в Ямало-Ненецком автономном округе, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина допускает конкуренцию единороссов и ОНФ только на этапе предварительного голосования. «Кандидаты от ОНФ могут участвовать в предварительном голосовании „Единой России“. В случае победы партия будет выдвигать их в качестве кандидатов в депутаты Госдумы. Такой же отбор действовал и ранее на региональных и муниципальных выборах», — отметила Баталина.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов не допускает варианта конкуренции «Единой России» и ОНФ на выборах в Госдуму ни в каком виде (за исключением праймериз). Во всяком случае, как говорит эксперт, «нет никаких установок на распределение округов», «нет никаких установок на то, чтобы любыми способами и возможностями затыкать дырки в одномандатных округах членами ОНФ».
«Позиция ОНФ дублировать кандидатов от „ЕР“ была бы нелогична. Двум одномандатникам от власти толкаться на одном поле бессмысленно — это разбивание электората и повышение шансов пройти у кандидатов слева или справа. Но это не мешает сойтись на одном округе представителю „Единой России“ и кандидату от „Справедливой России“ или другой партии, являющемуся членом ОНФ», — отметил Абзалов.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев также считает, что столкновения ОНФ и «Единой России» на выборах в Госдуму никто не допустит. «Принципиальных расхождений в федеральной повестке у них нет: „Единая Россия“ говорит о том же, о чем и ОНФ, только ОНФ говорит об этом громче, ярче и более обличительно по отношению к местным руководителям.
Прямого столкновения „Единой России“ и ОНФ не будет — это очевидно. Есть левая рука, есть правая, но туловище-то все равно одно, и голова одна», — говорит Калачев.
По мнению политолога Павла Святенкова, «Единая Россия» сделает ставку на партийный список, а абсолютное думское большинство «доберет» за счет провластных кандидатов от других партий и от того же ОНФ. «В итоге реально власть будет контролировать те же 300-400 мандатов в Думе, но при этом всегда можно будет сказать, что „Единая Россия“ получила небольшой такой европейский результат. Партии сейчас не выгодна оглушительная победа. По опыту 2011 года видно, что такая победа вызывает раздражение в условиях, когда общество реально не поддерживает партию», — считает Святенков.
Кроме того, эксперт указывает и на другой интересный аспект:
руководству страны сейчас невыгодно продвигать в Госдуму именно Общероссийский народный фронт — это позволяет не ломать голову над предвыборной программой, не конкурировать с «Единой Россией» и, самое главное, «не брать на себя никаких обязательств».
«ОНФ возглавляется Путиным. Соответственно, если ОНФ принимает какую-то программу, это к чему-то обязывает и Путина. Если на выборы идёт некий независимый кандидат, никак с самим ОНФ не связанный, то это никого ни к чему не обязывает: какой-то депутат что-то обещал и не выполнил, так это его вина, а не вина власти», — пояснил эксперт.
При этом все эксперты говорят о том, что использовать «фронтовиков» в качестве самовыдвиженцев против собственных кандидатов «Единая Россия» сможет только в одном случае: если партии нужно будет «выбить» неугодных кандидатов с политического поля и произвести обновление в том или ином округе. Политолог Константин Калачев считает, что таких округов может быть 30 или даже больше: их единороссы могут уступить «кандидатам, которые имеют высокий авторитет и нужны в будущем составе Госдумы».
С этим согласен и Павел Святенков, по мнению которого, конкуренция вполне возможна, «если выдвигать от „Единой России“ кандидата, обреченного на поражение, а от ОНФ — кандидата, которого реально поддерживает партия власти».
Политолог Дмитрий Абзалов уверенно заявил, что схемы «выбивания» кого-либо у «Единой России» нет. В то же время он заметил, что все партии стремятся к обновлению. И если в том или ином округе есть авторитетные общественники, «все партии будут за ними охотиться, поэтому монополию на это очень сложно удержать».
Вместе с тем история прошлых выборов говорит о том, что при выдвижении кандидатов не всегда главенствующую роль играют результаты праймериз. Настоящей сенсацией в 2011 году стал список «Единой России» в Курганской области, когда ни у кого не было сомнений, что в тройку войдут лидер регионального отделения Сергей Лисовский, мэр Шадринска Алексей Кокорин (ныне губернатор Зауралья) и предприниматель Александр Ильтяков — именно так выглядели официальные итоги праймериз.
Но в итоге расклад оказался совсем другим: Лисовского в списке не оказалось, Кокорин был отброшен на третью позицию, вторым неожиданно стал на тот момент действующий депутат Госдумы Владимир Мединский (ныне — министр культуры России). Первым номером был определен Ильтяков. Тогда говорили, что это решение принял лично лидер ОНФ Владимир Путин, который за несколько месяцев до выдвижения услышал эмоциональное выступление «фронтовика».
Однако сегодня Александр Ильтяков совсем не уверен в своей дальнейшей судье. Он до сих пор остается только членом ОНФ. Считая, что для продвижения своих идей «нужно быть свободным», Ильтяков все же намерен участвовать в партийных праймериз. Но, по его словам, это только для того, чтобы понять, он «нужен народу или нет». «Я не собираюсь ввязываться ни в какую политическую борьбу от другой структуры или посредством самовыдвижения, если я не нужен народу», — заявил Александр Ильтяков.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!