Почему Россия выдала Надежду Савченко
Помилование осужденной на 22 года за участие в убийстве российских журналистов Надежды Савченко и возвращение россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых на Украине считают «бойцами ГРУ» в Москву, стало главной политической новостью этой недели. В политической среде такой обмен спровоцировал споры. О том, кто в Москве занимался проектом по выдаче Савченко украинским властям и что Россия надеется получить взамен, — в материале «URA.Ru».
В конце марта украинка Надежда Савченко была приговорена к 22 годам лишения свободы по обвинению в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина и в покушении на убийство их коллеги. К тому моменту она находилась в заключении уже почти два года. За это время Савченко стала воплощением врага России и символом «фашистского украинского режима». Сегодня президент Владимир Путин подписал указ о помиловании Савченко и она вернулась в Киев. То же самое сделал украинский президент Петр Порошенко в отношении Ерофеева и Александрова. Напомним, что в апреле они были приговорены в Киеве к 14 годам заключения с конфискацией имущества. Украинский суд назвал их виновными в терроризме, ведении «агрессивной войны» и действиях, приведших к гибели человека.
Источники «URA.Ru» в дипломатических кругах, говорят, что
Надежда Савченко с самого начала рассматривалась российской властью в качестве политического «актива».
«Вопрос был только в том, какие условия обмена удастся пролоббировать. А среди возможных фигурантов обмена Ерофеев и Александров были далеко не первыми в списке», — поясняет собеседник агентства.
Об этом же говорит директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Россия всегда рассматривала Савченко с учетов её статуса на Украине как позицию для торга. Но Россия изначально предъявляла более высокие требования — поменять Савченко на Бута или на Ярошенко. Однако когда Запад дал понять, что это не повод для переговоров, начались переговоры по поводу обмена на так называемых «бойцов ГРУ»».
Считается, что одним из кураторов проекта «Савченко» был помощник президента Владислав Сурков. По информации «URA.Ru» в администрации президента, были разногласия по времени выдачи Савченко — до приговора или после. Юридическое обоснование прорабатывалось для обоих вариантов.
«Есть версия, что внутриполитический блок Кремля настаивал на начале переговоров по обмену уже на ранних этапах содержания Савченко под арестом. В качестве аргументов предъявлялось то, что Савченко становится неким символом и для украинских граждан, и для российской внесистемной оппозиции», — поясняет источник «URA.Ru», близкий к администрации президента.
По словам информатора, в то же время Сурков лоббировал более долгоиграющую комбинацию — нарастить значимость Савченко и монетизировать ее популярность уже в более весомые условия обмена. «По этой логике
Савченко непременно нужно было осудить, поставить штамп «убийца», чтобы не оскорбить патриотическое сознание россиян.
Как мы видим, именно эта схема и была реализована», — объясняет собеседник агентства.
По версии одного из юристов, знакомого с процессом подготовки выдачи Савченко, ход с просьбой президенту со стороны родственников погибших российских журналистов о помиловании Надежды Савченко был сделан для юридического и морального обоснования. На момент написания материала получить комментарии у вдов Екатерины Корнелюк и Марианны Волошиной о том, обращался ли к ним кто-нибудь с просьбой от властей или это была их личная инициатива, не удалось.
Адвокат Александрова и Ерофеева Валентин Рыбин в интервью «URA.Ru» рассказывает, что о выдаче его подзащитных заговорили после вынесения им приговора: «Тогда мы сразу же преступили к обсуждению юридических вариантов обмена: высокие договаривающиеся стороны решали вопрос по существу, то есть обсуждая варианты «быть или не быть», а мы уже как юристы оформляли это договорённости», — говорит он. Адвокат также поясняет, что
Ерофеев и Александров знали, что они вернутся на родину: «По одному простому принципу: «Россия своих не бросает».
Собеседники «URA.Ru» в комитете Госдумы по международным делам рассказывают, что условием обмена было не только возвращение двух российских граждан: «Через некоторое время вы услышите о новых результатах этого обмена. Вероятно, в Россию вернется еще несколько человек», — рассказывает один из депутатов.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов также допускает, что обмен Савченко на Ерофеева и Александрова — это только эпизод в истории: «Возможно, за этим событиям стоят договоренности между Россией и Украиной или между Россией, Украиной и, например, Соединенными Штатами, которые станут понятны позже», — предполагает он.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает, что Украина по итогам операции с обменом выиграла информационную войну: «То, как это было реализовано с точки зрения пиара, — это, конечно, провал. Тогда нужно было сразу отдавать Савченко, а не создавать эту историю, которая была долгоиграющей мыльной оперой для зарубежных СМИ. Есть российские бывшие спецназовцы, которых тихонько вернут. А есть Савченко, которая вернётся как героиня, которая гордо зайдет сначала в украинский парламент, а потом поедет в турне по зарубежным странам», — поясняет политолог.
Политтехнолог и бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин уверен, что внешнеполитические плюсы от обмена превосходят минусы: «Савченко в определённых момент стала большой проблемой для решения внешнеполитических задач России», — считает он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин объясняет, что Савченко стала головной болью для ФСИН: «Она склонна к суицидам, и случись что, всех собак повесили бы на РФ». По мнению политолога, Надежда Савченко с возвращением на Украину станет прямым конкурентом Юлии Тимошенко и даже Петра Порошенко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!