Глава екатеринбургского метро разозлил федералов
«Дело метро» обрастает новыми подробностями. «URA.Ru» выяснило, как директор подземки Владимир Шафрай (читай — мэрия Екатеринбурга) мог перейти дорогу федеральной компании, которая работает с такими гигантами, как РЖД, «Концерн „Калашников“ и Московский метрополитен. У коллег и экс-супруги Шафрая своя версия происходящего. Подробности — в нашем материале.
Уголовное дело, возбужденное в отношении директора Екатеринбургского метрополитена Владимира Шафрая, свердловская элита восприняла однозначно:
силовики выравнивают ситуацию, для того чтобы атака на областную власть не создавала искусственного перевеса.
Предприниматели и чиновники, опрошенные „URA.Ru“, говорят о том, что воспринимают расследование о бизнесе в метро как попытку создания новой системы сдержек и противовесов.
„Назначение Владимира Тунгусова главой администрации губернатора Свердловской области трактовалось как политическая победа ‚Серого дома‘ в затяжном конфликте. Чтобы не возникало головокружения от успехов, была необходима ситуация, которая бы напомнила всем участникам новой коалиции о том, что повестку задают не они“, — описывает настроения в домах власти знакомый чиновник.
Впрочем, есть и другая точка зрения на происходящее: уголовка на директора метрополитена — лишь очередная в серии атак силовиков на команду мэрии и подконтрольные ей ресурсы, наряду с такими известными делами, как дело главы администрации Октябрьского района, экс-директора ЕМУП „Трамвайно-троллейбусное управление“ Александра Мирошника, осужденного за „злоупотребление полномочиями“, или уголовное преследование гендиректора Водоканала Александра Ковальчика, который, напротив, был полностью оправдан судом.
С назначением Тунгусова главой администрации губернатора политические расклады резко поменялись, но остановить раскрученный маховик было нелегко — и следователи вместе с фээсбэшниками „по инерции“ все же пришли в офис метрополитена, который считается „крупным кошельком“ мэрии.
„Золотой“ подземный клининг
Напомним, что, согласно официальным данным СК России по Свердловской области, уголовное дело в отношении Шафрая возбуждено по статье 285 „злоупотребление должностными полномочиями“. По версии следствия, при участии Владимира Шафрая с февраля по июль 2013 года городское метро заключило с частными компаниями ряд контрактов по уборке станций на 10 млн рублей, хотя метрополитен и сам обладал техникой и людьми, чтобы не отдавать эту работу на аутсорсинг.
Понять, кто именно зарабатывал на уборке подземки три года назад, сегодня невозможно (данные, видимо, есть только у силовиков, которые изъяли финансовую документацию). В открытых источниках и на площадках проведения торгов ЕМУП в то время не присутствовал. Муниципальные предприятия начали работать по федеральному закону № 223-ФЗ с 1 января 2014 года, и прозрачный реестр данных о заключенных контрактах начал формироваться в это время.
В 2014 году контрактов на уборку станций подземки ЕМУП также не размещал. Поэтому непонятно, почему претензия связана с передачей услуги на аутсорсинг именно в 2013 году, поскольку метрополитен неоднократно работал по такой схеме. Помощник директора Екатеринбургского метрополитена Георгий Минаев отказался отвечать на вопрос, с какой клининговой компанией предприятие заключило тогда контракты.
В 2015 году метрополитен заключил несколько договоров, затраты на которые оказались вдвое выше — более 20 млн рублей. На официальном сайте метро в реестре договоров опубликованы сразу четыре контракта на уборку станций, заключенные со свердловским ООО „ТехСервис“. Обслуживание „Ботанической“ обойдется в 5,4 млн рублей, „Уралмаша“ — в 5,8 рублей, „Машиностроителей“ — в 4 856 208 рублей, „Геологической“ — в 6 883 968 рублей.
Федеральный след
По совпадению проблемы у метрополитена начались после того, как на конкурс в 2015 году заявилась, но не смогла пройти отбор компания „Ротекс“ — федеральная структура, с уставным капиталом в 1 млн рублей и выручкой за 2014 год в размере 2,6 млрд рублей.
Неизвестно, кто лоббирует интересы компании, но за несколько лет она стала федеральным гигантом. Объем выигранных контрактов компании за последние 12 месяцев — 2,3 млрд: это структура, которая работает не менее чем в 10 регионах России.
В Москве она обслуживает „Интер РАО — Центр Управления Закупками“, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации Федерального медико-биологического агентства, моет окна в РЖД и наводит порядок в офисах „Концерна ‚Калашников‘ за 17,5 млн. И около 500 млн рублей заработает за уборку московского метрополитена, которому оказывает услуги с 2012 года.
К слову, несколько лет назад (в 2010 году) компания оказалась замешана в коррупционном скандале в Сибири, когда топов ОАО ‚МРСК-Сибирь‘ подозревали в коммерческом подкупе (ст.204 УК РФ). Тогда обыски прошли в кабинете директора энергетической компании. По данным силовиков, представители ‚Ротекса‘ передали энергетикам 450 тыс рублей за оказание содействия в заключении договора на оказание услуг стоимостью более 20 млн рублей“.
Коллеги поддерживают Шафрая, но молча
Родные и близкие Владимира Шафрая, что предсказуемо, абсолютно не верят в его виновность. „Володя — профессионал высочайшего класса, настоящий хозяйственник, администратор, — заявила ‚URA.Ru‘ Лилия Владимировна, бывшая супруга Шафрая. — Он целый завод поднял с колен (речь о Полевском криолитовом заводе), а в метро, посмотрите, как в порядок привел!“ По ее словам, Владимир Владимирович вряд ли воровал на уборке станций — это „не его уровень“ и не его „зона интересов“.
„Он не рвач, деньги его никогда не интересовали“, — говорит экс-супруга, — ему интересно было поднимать и развивать предприятия». В невиновности мужа уверена и его нынешняя (третья по счету) жена Елена Валерьевна — экс-преподаватель УрФУ, работающая сейчас в уральском филиале Росфинмониторинга.
СПРАВКА: В трудовой биографии Шафрая — несколько крупных свердловских предприятий: в 1984 году, после окончания Ленинградского горного института, он по распределению попал в Каменск-Уральский на алюминиевый завод, где прошел путь от помощника мастера до директора по экономике и финансам (некоторые сотрудники заводоуправления УАЗа до сих пор его помнят). В 1997 году Шафрай возглавил Полевской криолитовый завод. После этого работал первым заместителем генерального директора ОАО «Екатеринбургский завод ОЦМ», исполнительным директором ОАО «Первоуральскгаз», исполнительным директором ОАО «Уралдрагмед-механика», региональным директором ОАО «РТМ-А» и «РТМ Регион». В 2011 году стал директором ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен».
Сотрудники самого метрополитена также в недоумении: привлечение сторонних организаций для уборки станций, по их мнению, было совершенно обоснованным: сегодня это устоявшаяся практика во многих организациях (так же организован клининг и в московском метро).
Сослуживцы транслируют версию, что Шафрай стал жертвой политических разборок — правда, высказываться открыто в его защиту они опасаются.
«Поймите, мы каждый день ходим на допросы и со всех берут подписку о неразглашении», — пояснил «URA.Ru» один из руководителей ЕМУПа. Один из работников метрополитена рассказал, что на предприятии обсуждалась идея сбора подписей в поддержку директора, однако дальше разговоров дело пока не пошло.
Как уже сообщило «URA.Ru», сотрудники Следственного комитета не стали вносить в суд ходатайство о взятии Шафрая под стражу. Следователи даже не стали брать с него подписку о невыезде, ограничившись обязательством о явке. По оценке некоторых экспертов не исключен вариант, при котором это уголовное дело даже не дойдет до суда.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!