«Гаишник просит открыть багажник, а там — гнилые ноги для учебы»
Студенты Уральского медицинского университета подрабатывают курьерами по доставке органов и частей тела. Преподаватели УГМУ предлагают им хорошие оценки взамен на натуральные учебные пособия. Вся проблема — в федеральном законодательстве: достать труп медицинскому вузу практически невозможно. По закону неопознанный труп нельзя использовать для научных исследований, поэтому вузы выкручиваются, как могут. Жуткие истории студентов и ностальгия ведущих врачей Екатеринбурга — в материале «URA.Ru»
В редакцию «URA.Ru» обратились студенты Уральского медицинского университета. По их словам, сотрудники кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии предлагают своим воспитанникам привозить части тела из моргов больниц Екатеринбурга.
«Взамен преподаватели обещают дополнительные баллы, — рассказывают „URA.Ru“ студенты. — Приоритет отдается студентам с машинами. В последний раз возили ноги: на них изучали строение конечностей, отрабатывали наложение швов. Но на части тела не выдаются документы, все происходит нелегально. Представьте: машину студента останавливает „гаишник“, просит открыть багажник, а там — гнилые ноги. Как объяснить, откуда они?»
Студенты на условиях анонимности говорят, что УГМУ испытывает острый дефицит в натуральных учебных материалах. «Манекены и атласы не такие наглядные», — сообщают молодые медики.
Как правило, в морге им выдают органы и части тела, ампутированные, уже пораженные некрозом.
Несмотря на то, что их помещают в формалин, в вузе их используют максимально долго, потому что заменить нечем.
«Морги должны сжигать такие органы, но они содействуют вузам, осознавая нехватку материалов, — благодарно отмечают студенты. — Но вся проблема в том, что возим их мы — на свой страх и риск. Существует системная проблема в законодательстве».
«Кражи» трупов не являются проблемой одного вуза, подтверждает источник «URA.Ru» в медицинском сообществе. Он сообщает, что все дело в ужесточенном федеральном законодательстве, которое сужает возможность работы на трупах для студентов-медиков.
Если раньше неопознанные и невостребованные тела можно было получить для проведения операций, то сейчас эти тела подлежат захоронению.
Тело умершего человека может быть передано для использования в учебных и научных целях только в том случае, если личность умершего установлена, но не найдены родственники или знакомые, которые готовы его захоронить. «А потому занятия на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии чаще всего проводятся по атласам», — делится собеседник. Впрочем, по его словам, если для оперативной хирургии ампутированные конечности и органы еще могут пригодиться, то для изучения анатомии они совершенно бесполезны, поскольку чаще всего серьезно повреждены, подтверждает источник рассказ молодых людей.
Другой известный главврач, напротив, утверждает, что ситуация не меняется многие десятилетия.
«Мы тоже ездили в морг за трупами», — ностальгически вспоминает он.
Ректор УГМУ Сергей Кутепов в комментариях был категоричен. «Это ситуация невозможна! Во-первых, кто выдаст орган? Во-вторых — для чего? Я, конечно, проверю, но такого быть не может. Баллы за это не начисляют. В вузе есть возможность работать с трупами, есть ответственный за это человек. Да, стало сложнее, нужно оформлять много документов, у университета нет труповозки, но проблема решается. Для интернов, например, закуплен дорогостоящий тренажер, есть специальные программы для обучения. Если студент принес ногу, то, значит, он ее украл и его надо судить», — прокомментировал ситуацию господин Кутепов.
«Многие века человеческое тело детально изучалось в анатомических театрах — так появилась современная хирургия. И сегодня изучение тела, препарирование, первые шаги в хирургии происходят на людях. Не может быть рассуждений, что это кощунственно, — комментирует депутат Госдумы Лариса Фечина. — Если сегодня нужно больше юридических документов для того, чтобы получить тело, нужно потрудиться, чтобы все было легально и чисто. Я с трудом представляю, что в ближайшее время процедура может быть упрощена. Конечно, нужно идентификация тела. Поэтому медицинским вузам нужно приложить усилия — без этого выучить настоящего врача сегодня невозможно».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!