Как Владимир Путин поступит с законом Яровой
Закон Ирины Яровой одобрен Советом Федерации, несмотря на то, что против него публично выступали крупные бизнесмены, правозащитники, даже члены правительства. Сейчас главный вопрос, который обсуждает общественность: подпишет его Владимир Путин или все-таки наложит вето? Кто стоит за скандальным «антитеррористическим» пакетом, почему в Кремле не смогли остановить законопроект и как Ирина Яровая добилась первого номера в региональной группе списка кандидатов «Единой России» — в материале «URA.Ru».
В четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин пока не принимал каких-либо решений относительно пакета антитеррористических законов, разработанного депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Ранее он говорил о том, что президент России учтет разные точки зрения на законопроект, в том числе и критику.
Сотовые операторы уже предупредили о повышении тарифов на связь в два раза в случае, если «пакет Яровой» будет подписан.
Ранее «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и «Tele2» направляли письмо председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, в котором просили отклонить антитеррористический пакет законопроектов.
Критике «пакет Яровой» подверг и министр связи Николай Никифоров, посетовавший, что позицию его ведомства не услышали и оставили в законопроекте требование предоставлять средства дешифровки сообщений. Кроме того, в Совете по правам человека при президенте РФ заявляли, что попросят Владимира Путина не подписывать «антитеррористический пакет». Глава СПЧ Михаил Федотов заявил, что «закон Яровой» составлен «на бегу» и содержит много противоречий, в том числе с другими законодательными актами РФ.
Собеседники «URA.Ru» в Госдуме, представляющие партию «Единая Россия», рассказывают, что антитеррористический пакет якобы разрабатывался и спускался в парламент без участия политического блока кремлевской администрации:
именно поэтому обсуждение проекта Яровой-Озерова было сосредоточено в комитете по безопасности, другие думские комитеты от работы были фактически отстранены. «УВП, комитет Владимира Плигина и правительственные эксперты подключились только на этапе, когда поднялась волна общественного негодования и было принято решение взять перерыв на два дня и доработать закон», — вспоминает один из членов фракции «Единая Россия». По его словам, именно поэтому удалось исключить запрет на выезд и процедуру лишения гражданства, а также сократить срок, в течение которого интернет-провайдеры должны хранить список всех переданных сообщений. «Это был компромисс. Хотя знаю, что в Кремле сначала вообще настаивали на переносе рассмотрения законопроекта на осеннюю сессию нового парламента», — говорит осведомленный парламентарий.
По информации «URA.Ru», основные положения антитеррористического закона разрабатывались в Совете Безопасности под началом секретаря организации Николая Патрушева.
«Дальше, насколько я понимаю, связующим звеном между Патрушевым и Ириной Яровой был Борис Грызлов», — рассказывает на условиях анонимности депутат, член комитета по безопасности в Госдуме.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин также называет группу силовиков, «спикером которой выступал и продолжает выступать Борис Грызлов» в числе тех, кто лоббировал «пакет Яровой»: «Ее аппаратным и идеологическим лидером выступает секретарь Совбеза Николай Патрушев. Он последовательно, находясь на олимпе более 10 лет, выступает за воссоздание КГБ. Патрушев добивался в свое время того, чтобы ФАПСИ в ФСБ влили. Наверное, непосредственный контакт Яровой — это господин Борис Грызлов, а сам Грызлов — это протеже господина Патрушева».
В самой «Единой России» отношение к «пакету Яровой» тоже неоднозначное.
В разговорах с корреспондентом «URA.Ru» единороссы, относящие себя к либеральному крылу партии, называют его «неуместным и вредным».
«Насколько я знаю, партия этот закон получила уже фактически в готовом виде», — говорит один из собеседников агентства.
Интересно, что отношение к автору законопроекта — председателю комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой в «Единой России» также неоднозначно. В январе после съезда «Единой России», на котором Яровую исключили из высшего совета партии и назначили начальником ревизионной комиссии, ходили даже слухи о том, что одиозного депутата больше не увидят в следующей Думе.
«В какой-то момент показалось, что ресурс Яровой исчерпан и отработан. Говорят, что ей поступали сигналы из Кремля чтобы она ушла из публичного пространства. И на какое-то время Яровая действительно остановила свою законотворческую деятельность. Но когда она появилась в апреле на прямой линии с президентом и задала вопрос, стало понятно, что Яровая снова в игре», — рассказывает «URA.Ru» один из кремлевских политологов.
Вот как описывает председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирину Яровую политолог Екатерина Шульман: «Человек интересный, богатая биография. С очень сложными отношениями со своими однопартийцами, со своим собственным аппаратом, со своими коллегами по Государственной Думе».
По одной из версий, после того, как у Ирины Яровой появились проблемы в отношениях с «Единой Россией» и управлением внутренней политики Кремля, она заручилась поддержкой именно силового блока и теперь всю деятельность согласовывает со своими новыми кураторами.
«Такой новый политический альянс, возможно, помог ей занять первое место в региональной группе в списке кандидатов в депутаты Госдумы. Ранее под вопросом было само участие Яровой в праймериз», — полагает источник агентства в «Единой России».
Политолог Аббас Галлямов считает, что позиции Яровой могли покачнуться из-за появления в рядах единороссов новой звезды — Натальи Поклонской: «Вот Яровая и пытается укрепиться доступным ей способом — подыграть силовикам в надежде, что в сентябре они пролоббируют её переназначение на пост председателя комитета по безопасности», — говорит эксперт.
Замглавы Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов замечает, что пакет Яровой направлен на радикальное усиление возможностей силовых структур и серьезный удар по российскому бизнесу одновременно: «Предпринимательское сообщество пока действовало очень пассивно, и многие публичные и лоббистские возможности, которые у него были, просто не были задействованы. Но закулисное давление продолжается, и вероятность того, что президент все-таки наложит вето, нельзя исключать», — прогнозирует эскперт.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что если президент наложит вето на пакет Яровой, то это будет очень сильный ход:
«Это сыграло бы ему на руку, поскольку против этих законов высказываются все группы общества — от Бориса Титова, бизнес-омбудсмена, до представителей религиозных конфессий. Но в нашей практике случаи, когда президент накладывал вето, очень редки».
Политолог Аббас Галлямов обращает внимание на изменившуюся политическую конъюнктуру: «В отличие от экономики, проблем с безопасностью, которые надо было бы решать в первоочередном порядке, у режима нет — и внешние, и внутренние враги полностью разгромлены. Ухудшать экономическую ситуацию, чтобы в очередной раз удовлетворить „хотелки“ силовиков и укрепить позиции их думских лоббистов, сейчас нелогично».
По словам эксперта, перед выборами в Госдуму это не добавит лояльности со стороны и без того «стремительно нищающего избирателя».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!