Кто зарабатывает на российских сырных санкциях
Два года продовольственного эмбарго полностью поменяли наши привычки. Потребители заменили приличный сыр сырным продуктом по завышенной цене. Ассортимент сократился: нормальную фету проще купить в юридической компании, чем в приличном магазине. Если потребители проиграли, то кто же остался в выигрыше? Внимательно изучаем новый рынок сыров в материале «URA.Ru».
7 августа 2014 года Россия ввела продовольственное эмбарго. Так называемые российские контрсанкции представляли собой запрет сроком на один год импорта продовольствия: фруктов, овощей, молочной и мясной продукции из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Тогда этот шаг воспринимался как сугубо временное явление. Часть россиян уверенно заявляла, что готова терпеть лишения, лишь бы Крым был наш.
Казалось, санкции отменят уже к Новому году, а больнее они ударят по «загранице».
С тех пор запрет уже дважды продлевался, и теперь окончание действия эмбарго отнесено на конец 2017 года.
Сырная нарезка
Производство мясных деликатесов в России развито хорошо: едва ли не в каждом регионе есть местные «колбасные короли», которые традиционно занимают большую часть рынка. Овощи и фрукты из Евросоюза, казалось, мы легко заменим поставками из дружественной — тогда — Турции.
А вот российское производство сыров два года назад находилось в зачаточном состоянии. Нашим заводам производить сыры было невыгодно: потребитель предпочитал чуть переплатить, но купить то, что сделано в Бельгии или Швейцарии. Многие виды сыров — такие как обезжиренные, козьи, благородные — в России вообще не производились.
Так что контрсанкции ударили серьезнее всего по любителям сыров.
Каков же результат? Большая часть сыров, которые есть сейчас на полках сетевых магазинов, произведена в России. «Около 80% ассортимента магазинов „АШАН“ занимают российские сыры. В 2014 году доля составляла порядка 44%. В ситуации, когда европейские производители потеряли свои позиции на рынке, отечественные, наоборот, усилили свои позиции», — пояснил «URA.Ru» директор по внешним коммуникациям «АШАН Ритейл Россия» Мария Курносова.
Один из плюсов: «Торговля успела переориентироваться, и ассортимент на полках по-прежнему огромный. Хотя отсутствие конкуренции расслабляет отечественных поставщиков», — говорит «URA.Ru» президент группы компаний «Кировский» Игорь Ковпак.
Минус: качество отечественных сыров оставляет желать лучшего. Объем поддельной продукции достигает 78,3%, заявили в Россельхознадзоре. К выявлению фальсификата в местных магазинах активно подключились общественники, политики, и все они находили большое число подделок.
Еще одна проблема: этот продукт быстро дорожает. Производители в официальных отчетах стыдливо говорят, что это 7-9% за два года, но
по ощущениям покупателей, цены в магазинах на твердый сыр резко выросли: за два года — с 350-400 рублей до 500-600 за сыр такой же марки.
Источник «URA.Ru», близкий к руководству одной из региональных торговых сетей, подтверждает, что сыры стали тем самым продуктом, в сегменте которого уход иностранных производителей стал настоящей катастрофой, потому что это подстегнуло рост цен. «Раньше сыр был качественнее, и было больше импортного. Российские заводы из Башкирии, например, не гнались за дешевизной и не поставляли откровенно „сырный продукт“ под видом и по цене хорошего сыра. Теперь их ничто не сдерживает, они пытаются удешевить продукт всеми способами. Они хотят сохранить маржу, прибыль и прочие показатели на докризисном уровне и потому повышают цены. При увеличении цены потребитель получает нечто несуразное, им даже собак нельзя угощать», — говорит информатор.
В результате покупатели вынуждены экономить, поэтому бурно развивается производство плавленых сыров. При падении в целом по России за прошлый год потребление продуктов упало на 13%, а плавленных сыров — выросло на 5%. «Мы тоже замечаем рост потребления так назывываемых сырных продуктов. В целом наши объемы приросли на 40-50% в зависимости от сегмента, — отмечает в разговоре с „URA.Ru“ коммерческий директор торгового дома „Сыробогатов“ Николай Верхановский. — И экономсегмент растет быстрее остальных. По его словам, развитию компании сильно помог уход в прошлом году с рынка таких „грандов“ плавленных сров, как „Виола“ или „Президент“. Сейчас они вернулись и конкуренция опять обострилась».
Верхановский отмечает, что
для производства плавленого сыра используются те партии сыра, которые оказалось невозможно пустить в продажу под более качественными брендами компании.
«Пробуем, смотрим: если вообще никаким стандартам сыр не соответствует, отправляем его в переплавку», — говорит он.
Денег нет, но мы держимся
Одновременно на Урале растет число так называемых авторских сыроварен, которые специализируются на производстве продукта небольшими партиями. Их отличают высокое качество и относительно высокая цена. Именно эти продукты и стали заменой тем самым сырам, о запрете на ввоз которых так сокрушались при вводе санкций. Это козьи сыры, а также аналоги камамбера и других благородных продуктов, ввозить которые в страну стало невозможно.
«Спрос на сыры огромный, я просто не успеваю справляться с заказами», — отмечает предприниматель из Екатеринбурга Татьяна Томас, хозяйка «Сыроварни Томас». Она рассказывает, что, хотя занимается производством сыров еще с 2011 года, рост продаж начался именно после введения санкций. «Рост стал заметен в конце 2014 года примерно. И за последнее время число клиентов выросло втрое», — говорит хозяйка. Теперь она производит от 15 до 30 кг продукции, рассматривает возможность возобновления производства камамбера и даже готова начать работать с сетями. Ее клиенты согласны на чек с ценой выше средней и охотно рассказывают о купленной продукции по сарафанному радио.
Сарафанное радио как способ привлечения клиентов использует и другая небольшая сыроварня — «Режано». Как рассказал Сергей Иванов, управляющий магазином «Режано», клиенты были и до санкций и в последнее время их число увеличивается. Хотя, конечно, и не так быстро, как хотелось бы владельцам. Однако сейчас держать настоящую цену им не позволяет низкая платежеспособность населения — сыр, который должен по-хорошему стоить 1,5 тысячи за килограмм, у них продается за тысячу. «Платежеспособная прослойка сокращается. Наши клиенты не воспринимают таких высоких цен», — отмечает он.
«Скажем так:
от санкций сыроварни действительно выиграли, тогда как крупные супермаркеты проиграли, вынуждены предлагать массовый продукт»,
— отмечает одна из представителей отрасли. По ее данным, за последние полтора года спрос на продукцию вырос в три раза. И это немного — отмечает источник, компания которой производит сыры уже на трех площадках, две из которых находятся в Свердловской области. Но они сосредоточены в основном на поставках сыров в рестораны — ведь магазины их продавать не хотят. Слишком дорого для масс-маркета.
Ищем новый бизнес
«Быстрее всего российские сыроделы смогли найти замену желтым сырам, аналогам российского и костромского. Однако по-прежнему сохраняется дефицит сыров с белой плесенью, качественных козьих и овечьих сыров», — отмечает представитель сети «АШАН» Мария Курносова. Это означает, что при известной доле авантюризма можно бросить все и легко променять офисную рутину на производство или торговлю качественными сырами.
Так поступила, например, Светалана Корабель, юрист, совладелец компании «ЮС-Когенс», которая около двух лет назад занялась разведением коз в 130 км от Екатеринбурга. Теперь ее «Долина Коз» производит два раза в неделю небольшие партии свежей феты и шевре — классического козьего сыра.
«Рынок авторского сыра растёт, — говорит Светлана Корабель. — И спрос пока в несколько раз превышает предложение. Начать сырное производство очень сложно, мы вот до сих пор делаем все кустарно, цех так и не запущен. Но даже тот небольшой объём, который мы делаем, постоянно привлекает новых клиентов, и у нас формируется очередь ожидающих».
Все эти небольшие сыроварни формируют устойчивый спрос на качественный продукт. Привыкший к нему покупатель вряд ли захочет покупать привозную моцареллу (она может быть только с консервантами, иначе ее не сохранить) или поддельный камамбер (как уверяют сыровары, на импорт французы отправляют продукт ниже качеством, чем продают у себя в стране).
«Даже если отменят санкции, то спрос на качественные сыры будет сохраняться», — уверена Татьяна Томас.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!