Куйвашев купил себе холодное оружие и деревянную обувь
Корреспонденты «URA.Ru» провели выходной день вместе с губернатором Евгением Куйвашевым. Глава Среднего Урала съездил на знаменитую ирбитскую ярмарку, попытался разгадать секрет из русских сказок и получил в подарок артефакт, исполняющий желания. За его спиной решалась судьба уральского туризма, фонда капремонтов и секретаря «Единой России» Виктора Шептия. Подробности — в репортаже «URA.Ru».
Минувший выходной, 13 августа, губернатор Свердловской области провел в Ирбите. Это город, который когда-то славился на всю царскую Россию своей ярмаркой, а в советские годы был крепким райцентром, сегодня переживает не лучшие времена. Крупной промышленности почти не осталось, успешно функционируют лишь несколько сельскохоз- и продовольственных предприятий. Ирбитская ярмарка — бренд, который, по мнению чиновников, должен помочь городу возродиться.
Впрочем, визит в Ирбит губернатор начинает не с ярмарки, а со стадиона. Ранним утром здесь под палящим солнцем собралось несколько сотен человек — участники городских соревнований. Тут же — гости из Екатеринбурга: вице-спикер свердловского Заксобрания Виктор Шептий жарит шашлыки, а министр спорта Леонид Рапопорт судит матч между местными шахматистами. «У вас позиция сильнее, но по времени вы проиграли», — говорит он игроку.
Все ждут приезда главного гостя — свердловского губернатора: Евгений Куйвашев, который должен открыть День физкультурника, опаздывает. «Уважаемые участники соревнований! Пожалуйста, не расходитесь — давайте еще потерпим, — объявляет ведущая. — Очень скоро мы ждем на нашем стадионе самых важных гостей. Минутная готовность!».
Наконец, появляется губернатор — в сопровождении министров, мэра Ирбита Геннадия Агафонова и управляющего Восточным округом Николая Клевца. Приветствуя спортсменов, Евгений Куйвашев напоминает всем про Олимпиаду в Рио-де-Жанейро и предлагает считать соревнования знаком поддержки российской сборной.
После поднятия флага состязания стартуют сразу на нескольких площадках: идут поединки самбистов и армрестлеров, а парень из местной секции тяжелой атлетики поднимает на пальцах четыре двухпудовых гири. «Это еще не все, — говорят тяжелоатлеты: один из них на глазах у губернатора рвет пополам колоду игральных карт.
«Здравствуйте!» — кричат Куйвашеву футболисты, но тот проходит мимо футбольного поля. Словно в отместку, прямо в журналистов, идущих за губернатором, прилетает мяч.
Долгострой для врачей
Перед тем как отправиться на ярмарку, глава области заезжает на стройку — проверить, как поживает долгострой — дом для врачей. «Его начинали строить еще в далеком 1986 году, но стройка была заморожена, и дом 27 лет простоял, — рассказывает главврач Ирбитской городской центральной больницы Александр Чураков. — В 2013-м его передали больнице, но из-за отсутствия финансирования строительство практически не велось».
В прошлом году, посещая Ирбит, губернатор дал поручение достроить дом, были выделены целевые средства в размере 23,5 миллиона рублей, проведен конкурс. Выиграла его местная компания «СеверСтройГрупп», по результатам тендера сумма контракта снизилась до 20 млн 50 тысяч руб. Журналисты высказывают опасения, не скажется ли это на качестве работы.
«Если будет сделано некачественно — не примем!» — заверяет свердловский министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов.
По графику срок окончания работ — декабрь 2016-го. Представители подрядчика отчитываются перед губернатором: наружные работы почти завершены, сейчас делают «внутрянку», потом возьмутся за благоустройство: детская площадка, парковка (причем на 18 квартир в доме всего 4 парковочных места).
— А дорога? — внезапно спрашивает Куйвашев. Улица возле дома действительно в ужасном состоянии.
— Закладываем на следующий год, — отвечает мэр Агафонов.
— Хотя бы щебнем отсыпьте! Дом достроят, люди заедут, подъезжать им надо будет как-то. Я приеду — посмотрю обязательно, — грозит губернатор.
По щучьему велению
Переезжаем в центр города, где на площади Ленина и прилегающих улочках развернулась Ирбитская ярмарка. По пути встречаем на улицах несколько плакатов к предстоящим выборам: на одних — Виктор Шептий с медалями на груди («Самый боевой кандидат!» — сообщает реклама), на других — его соратник по «Единой России» Максим Иванов. Часть плакатов с Шептием — про возрождение Ирбитской ярмарки.
— Что, помогает ярмарка собрать голоса «Единой России»? — спрашиваю у местных журналистов.
— Ага, конечно! — смеются они. — Чтобы собрать голоса, надо создавать события, а когда их нет — цепляются к тому, что и так существует, — отвечают коллеги.
«Ирбитская ярмарка — это знаковое событие не только для Свердловской области, ее знают далеко за пределами Урала, — говорит Евгений Куйвашев, приветствуя гостей выставки. — Сегодня мы можем гордиться тем богатым историко-культурным наследием, которое оставила нам она. Я очень рад, что лучшие традиции, заложенные несколько веков назад, сохраняются и оказывают влияние на развитие территории». Как только он и мэр Ирбита сходят со сцены, ведущая сообщает, что сейчас выступят коллективы, помощь которым оказал кандидат в депутаты Максим Иванов.
Обход ярмарки начинается с обеда — губернатора заводят подкрепиться в специальную палатку с кондиционером. В ожидании него замминистра инвестиций и развития Свердловской области Елена Новоторженцева и директор ирбитского музея Татьяна Коновалова спорят о сроках проведения выставки. В прошлом году она проходила в конце августа, в этом перенесли на середину месяца — обеим это не нравится. «К нам не смогли приехать гости из Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а мы сами не попали в Камышлов, — сетует Коновалова. А Новоторженцева вообще предлагают сдвинуть ярмарку на сентябрь. «Продукты все растаяли! — объясняет она свою позицию. — Я бы сделала ярмарку в первое воскресенье сентября».
Завмузеем вспоминает другое популярное мероприятие в Ирбите — байкерский слет. «Раньше по 200-300 человек приезжало, а в последний раз было 4,5 тысячи человек, представляете? — говорит Коновалова. — От года до 75 лет, и, главное — почти нет пьяных». Жалуется, что байк-слет не попадает в областные программы. «Мы будем объявлять конкурс на поддержку мероприятий и поддержим именно те, у которых есть потенциал коммерциализации, которые можно «продать» москвичам, питерцам. Структурируйте вашу заявку именно таким образом!» — советует замминистра.
Губернатора ведут по главным рядам ирбитской ярмарки — через выставку ремесел «Город мастеров». Персональную экскурсию ему проводит директор музея, говоря при этом в громкоговоритель (на шее у нее висит мини-колонка, а на голове — микрофон).
От экскурсии Куйвашева все время отвлекают. Посетители то и дело просят его сфотографироваться с ними.
У торговца из Нижнего Новгорода губернатор покупает два кинжала по 3500 рублей (продавец делает скидку 500 рублей «на шоколадку»), а у мастера резьбы по дереву из Тавды — деревянный башмак за 5000 рублей. Обрадованный ремесленник делает ему подарок — ложку для обуви в образе щуки. «Пусть у вас все будет «по щучьему велению», — желает он Куйвашеву. У торговцев иван-чаем, после того как губернатор покупает три пачки (по 150 руб. каждая), вскоре сметают весь товар. «Содержит 2/3 таблицы Менделеева» — гордо сообщает объявление на пустом прилавке.
«Какой фразой заканчиваются все сказки»? — спрашивает Куйвашева женщина за прилавком с изделиями из глины. «По усам текло, а в рот не попало», — не задумываясь, отвечает губернатор. «Вот эти кружки как раз оттуда: надо догадаться, как из них пить, — говорит женщина, протягивая ему сосуд с дырками в разных местах. — Если разгадаете секрет, останетесь сухим, а если нет — не обессудьте!». Несколько секунд губернатор вертит ее в руках, потом передает помощникам, но и те тоже не могут понять, что с ней делать. «Спасибо большое, я подумаю!» — смеется Евгений Владимирович.
Ирбитская ярмарка — мешанина всего подряд. Чего здесь только нет: мед, орехи, ткани, садовый инвентарь, мебель, одежда — словно скрестили самые разнообразные екатеринбургские рынки и выставки. Но когда узнаешь, что люди едут в Ирбит из разных городов и стоят-торгуют здесь по три дни (живя при этом в палатках), понимаешь, что это не только образцово-показательное мероприятие свердловских властей, но и самый настоящий базар — как в дореволюционные времена.
Люди из памятников
Последний пункт в графике Куйвашева — дома по улице Володарского. Они — старинные, многие из них имеют статус памятников. В них живут люди, но состояние жилья таково, что они уже не знают, к кому обращаться за помощью.
Отремонтировать их за счет фондов капремонта нереально (дома маленькие, их средств ни на что не хватит).
Идея властей — провести эти дома через программу реставрации памятников.
«В Ирбите таких домов — 21, по области — 136, — сообщает губернатору министр ЖКХ Николай Смирнов. — Но далеко не все из них являются памятниками. Надо провести полную ревизию и предусматривать средства на ремонт».
— Сколько уйдет на ремонт одного? — интересуется Куйвашев.
— Ну, около пять миллионов, — сходу прикидывает Смирнов.
«Нашему дому 138 лет, до 1993 года здесь находились детские ясли, когда произошел спад, деток стало мало, дом отдали под квартиры учителям, — рассказывает губернатору старшая по дому №7 по ул. Володарского Ольга Лиханова. — С тех пор мы здесь и живем, все восемь квартир — хорошо, дружно. Но за 23 года ни разу не было ремонта — ни фасада, ни крыши». Внутрь дома жильцы заманивают губернатора, создав интригу: рассказывают, как с их дома срезали кованый балкон.
— Мы знаем, кто срезал и где он сейчас, — сообщают они.
— Ну-ка поподробнее? — просит губернатор.
— Расскажем, если зайдете.
«Крыша вся бежит, подвалы мокрые», — жалуются чиновникам и журналистам женщины в то время, пока губернатору показывают внутренности дома. После этого, как и обещали, рассказывают судьбу балкона: по их словам, несколько лет назад его срезали по указанию мастера ПТО управления ЖКК, сейчас балкон находится у него на даче в деревне Бузина.
«Балкон надо вернуть на место, именно тот!» — наказывает губернатор. Смирнов кивает головой.
Куйвашев обещает людям, что дом будет приведен в порядок. «Скоро приступим к подготовке проекта реставрации», — говорит он жильцам. Женщины чуть не плачут от радости.
— А к нам не зайдете? И к нам! — кричат губернатору с другой стороны улицы. Но губернатор решает, что разваливающихся памятников с него на сегодня достаточно: дав поручение помощникам разобраться, он уезжает.
Но вернуться обещает — нерешенных проблем в Ирбите еще много. Возле входа на ярмарку — огромный уже почти разрушенный дом, который, по словам местных, еще несколько лет назад был таким же жилым памятником.
«Снимайте-снимайте, пусть все видят, как на самом деле живет Ирбит», — просят ирбитчане, загадывая просьбы уже на новый приезд губернатора.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!