Как Тюмень получила чемпионат мира по биатлону
Победу Тюмени, ставшей столицей чемпионата мира по биатлону — 2021, даже участники заявочного комитета называют чудом. В успех заявки России еще накануне мало кто верил. Во-первых, Тюмень впервые заявлялась на престижный турнир. Во-вторых, политическая обстановка в мире совсем не располагала к турниру в России. Поздравляя Тюмень, «URA.Ru» представляет подробный инсайд: какой ценой далась победа и во что превратится столица чемпионата мира — 2021
Соперниками Тюмени на 12-м Конгрессе IBU (Международного союза биатлонистов) в молдавском Кишиневе были Нове-Место (Чехия) и Поклюка (Словения). Итальянский Арнтхольц, который также подавал заявку на проведение ЧМ-2021, из борьбы выбыл автоматически после того, как городу был отдан чемпионат в 2020 году.
Судьба заявки сибиряков решалась 4 сентября, но до этого в течение нескольких дней тюменская делегация «использовала любую возможность, чтобы кого-то очаровать, привести на стенд, убедить и повлиять на решение», по выражению одного из участников поездки.
«Когда мы туда ехали, нам только ленивый не сказал о том, что шансов у нас нет никаких, —
рассказал „URA.Ru“ член заявочного комитета, депутат облдумы Павел Белявский. — Очень многие люди, имеющие отношение к спорту, говорили о том, что в текущей международной ситуации вероятность того, что нам доверят проведение такого турнира, очень маленькая».
С первого дня в Кишиневе сибиряки начали крупную агиткампанию. «Мне кажется, ни одна делегация с такой интенсивностью не работала, — говорит Белявский. — Иностранцы вообще многие вещи делают расслабленно. Вот к примеру: поздний вечер, очень многие люди ушли от стендов и тут выходит какой-то комитет — они вышли, немного растерялись, а наши тут же их подхватили, привели к стенду, давай им все показывать, рассказывать». Около тюменского стенда постоянно находились знаменитые олимпийцы — Луиза Носкова, Галина Куклева, Евгений Гараничев и Иван Черезов охотно фотографировались с представителями иностранных делегаций. Потом «подводили их к нашим промоутерам, и те уже начинали показывать 3D-модель „Жемчужины Сибири“ и рассказывать о тех вещах, которые делают очень удобным этот центр».
Был организован торжественный прием, который обслуживало знаменитое тюменское ООО «Максим». По словам источников агентства, все «прошло на высшем уровне, из Тюмени везли все: звук, свет, скатерти, лампы — был очень большой груз».
Члены конгресса после того, как отведали сибирских яств и сорокаградусной настойки из морошки, шептались о российской щедрости — по словам источника, ранее на таком же приеме в Германии их накормили просто супом с картошкой.
«У нас просто столы ломились. Все проходило на террасе в отеле напротив „Бристоля“ в Кишиневе. Погода была хорошей, все ВИПы сидели на террасе, остальные — в ресторане этажом ниже, и все транслировалось на большом экране», — рассказал собеседник агентства.
Разумеется, в Кишиневе не обошлось и без курьезов. Как рассказал источник агентства, близкий к тюменской делегации, в один из дней к стенду подошел президент Турецкой федерации биатлона: «очень серьезный человек — у него с собой было целых три помощника». Турки долго смотрели на 3D-модели Тобольского кремля, «Жемчужины Сибири», драматического театра и других достопримечательностей, разработанные российскими специалистами. «Для них это было как аттракцион. Оказывается, они вообще до сих пор такого не видели, — рассказал источник. — И вот они говорят: слушайте, это же вообще классная образовательная технология! Так же можно детей учить, наглядно объяснять им многие вещи».
Все дни на тюменском стенде звучала музыка — там пели народные песни, выступал и ансамбль «Санрайз». «И вот подходит к музыкантам какой-то мужик и начинает подпевать „Ой, мороз, мороз“, но с жутким акцентом, — поделился источник. — Когда допели, попросил баяниста сыграть „Три танкиста, три веселых друга“. И только тут мы рассмотрели эмблему на его пиджаке и поняли, что это представитель вовсе не какой-то страны из бывшего соцлагеря, а итальянец! Правда, спеть про танкистов не успел — его позвали обратно к его делегации». Отметим, по данным источников агентства, за шоу в Кишиневе отвечал небезызвестный тюменцам экс-глава областного департамента культуры Евгений Негинский. В составе делегации оказалась и Юлия Шакурская, второй экс-директор этого же департамента.
Были, по словам источника агентства, и не очень приятные моменты. К примеру, несколько раз тюменцам пришлось столкнуться с тем, что представители некоторых стран весьма нелестно отзывались о России и россиянах.
«Оказалось, что это давление, пропаганда, которой промывают мозги, действительно присутствует,
и даже поразили некоторых людей в мире биатлона, — поделился источник. — Но, к счастью, таких оказалось меньшинство. Хотя это все равно было очень неприятно».
Часть тюменской делегации вернулась домой минувшей ночью. До вечера вторника в Кишиневе остается, в частности, глава областного департамента по спорту и молодежной политике Дмитрий Грамотин. Источники агентства говорят, что ночной рейс, которым летели тюменцы, «едва не разорвало от переполнявших эмоций». «В аэропорту делегацию встречала толпа болельщиков, — рассказал он. — А пока летели, пели песни, пили виски».
Тюменцы презентовали свой стенд предпоследними четвертого сентября — в третий, заключительный день заседания конгресса IBU. «Сделали все, что в их силах, — рассказал Белявский. — Губернатор приехал ранним утром и начал, как машина, разговаривать с партнерами — с одним, со вторым, с третьим. 90% — если не больше — в победе заявки обеспечил он. И оказалось, что все эти вещи были не зря».
Заявку защищало четверо спикеров. Первым вышел известный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, который заявил, что биатлонная столица Сибири безупречно подготовлена к международным соревнованиям — здесь уже проходили чемпионат мира по летнему биатлону, чемпионат Европы, а в следующем году Тюмень примет этап Кубка мира. После Губерниева вышла Яна Добровольская — первая красавица страны, завоевавшая титул Мисс России. Она рассказала о сибирском снеге, тепле сердец болельщиков и о том, почему биатлон в Тюмени становится настоящим праздником. Павел Белявский, в свою очередь, поведал о том, что идею проведения чемпионата в Тюмени поддержали десятки тысяч жителей региона, которые размещали фото и видео в соцсетях и проводили флешмобы, выстраиваясь в огромное слово «биатлон».
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев подытожил выступления тюменцев. Он пояснил, что современный мир построен на конкуренции, соревнуются страны, города, люди — и тем важнее становятся вещи, делающие нас ближе друг другу.
Голосование было тайным. Из 49 голосов 25 было отдано за сибирскую заявку. Одним голосом меньше — и был бы назначен второй тур, в котором, как говорит Белявский, «далеко не факт, что нам бы повезло». «Это огромный риск, там идет перегруппировка, и неизвестно, чем бы это все закончилось», — отмечает он. Источник агентства из числа участников делегации говорит, что «представители Словении были очень уверены в победе и даже отмечали свою победу ещё до проведения голосования».
«Как только объявили, что победила Тюмень, губернатор пришел к стенду и рассказал, что было две страны, которые были для нас очень важны,
которые сомневались и решение не принимали до последнего момента, — рассказал собеседник агентства. — Но как раз презентация, которую мы делали, заставила их поверить в нас. Это победа не только для Тюмени, но и для страны, мы прорвали блокаду России».
Поездка в Кишинев может принести дополнительные дивиденды, полагает Павел Белявский. «В мире биатлона очень много людей, которые в своих странах являются крупными руководителями, — пояснил Белявский. — Это бизнесмены, политики, руководители городов, территорий. Для них было очень важно понять, что представляет из себя Тюменская область с точки зрения экономического развития».
Гости расспрашивали тюменцев о существующих в регионе крупных промышленных предприятиях, заводах и — льготах, которые предоставляет регион иностранному бизнесу. Помимо инвестиций из-за рубежа, регион ожидает серьезный всплеск заказов для местного бизнеса, полагает и президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин.
«Все эти пять лет подготовки к чемпионату пройдут интенсивно, — уверен он. — Главным инвестором выступает само государство.
В первую очередь усилия будут направлены на строительство крупной магистрали от Тюмени до „Жемчужины Сибири“.
Сейчас дорога находится в удручающем состоянии, но к проведению соревнований ее планируется расширить до четырех полос, улучшить освещение. Ожидаем частные инвестиции для строительства гостиницы в районе биатлонного центра, заведений общепита, зон отдыха для гостей, например, в формате кемпинга, и реализации других проектов по развитию инфраструктуры Тюменского района».
Возможно, появятся новые культурно-развлекательные проекты и экскурсионные маршруты по Тюмени и Тобольску, которые, в свою очередь, подхлестнут строительство гостиниц, заведений общепита и развлекательных центров. «Это мощнейший импульс для развития экономики региона — финансовый, организационный. Успешное проведение такого мероприятия и в дальнейшем даст возможность заявляться на участие в турнирах международного уровня и проводить их», — пояснил Абдуллин.
Источник в правительстве региона отметил, что в «Жемчужине Сибири» к открытию чемпионата мира планируется построить новый медиацентр, а трибуны для болельщиков увеличить в два раза. «Строить что-то специально к чемпионату в самом областном центре пока не планируется, — поделился собеседник агентства. — В Тюмени постоянно проходят крупные международные мероприятия: недавно встречали гостей чемпионата Европы по биатлону, провели Дельфийские игры, Инвестиционный форум. В городе есть вся нужная инфраструктура, новые гостиницы строятся вне зависимости от ЧМ-2021. Так что, можно сказать, инфраструктура Тюмени уже готова к наплыву гостей чемпионата мира».
Источник в региональном парламенте считает, что говорить о будущих изменениях Тюмени преждевременно. Собеседник предлагает дождаться нового заседания оргкомитета чемпионата.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!