Завтра проснетесь, а вместо площади 1905 года — кладбище
В столице Среднего Урала обостряется ситуация в похоронном бизнесе. Частные компании, ведущие нелегальную, местами полукриминальную деятельность, выступили с революционным тезисом — каждый житель города имеет право после смерти покоиться, где захочет. Накануне на кладбищах Екатеринбурга начались настоящие беспорядки, в которые поневоле оказались втянуты родственники покойных. Чего на самом деле добиваются ритуальщики — в материале «URA.Ru».
Утром 14 сентября смотрителю Окружного кладбища в поселке Садовый пришлось вызвать полицию — он обнаружил, что на охраняемой им территории группа неизвестных лиц ведет самовольные раскопки. При ближайшем рассмотрении сторож узнал в копателях недавних визитеров, просивших выделить место на кладбище под захоронение родственника.
«Людей было много, человек десять. Я выделил им секцию согласно документу, регламентирующему работу и содержание кладбищ на территории Екатеринбурга (№49/44). Проще говоря, на открытых кладбищах захоронения происходят не хаотично, а по строгой схеме, могилы роют ряд за рядом в определенном порядке, — говорит смотритель Андрей Канаев. — Они сказали, что копать будут своими силами. Не вопрос, это их право. Но потом я увидел, что они роют могилу не там, где надо, чуть ли не посередине кладбища, и позвонил в полицию».
Приехавший полицейский, к удивлению сотрудников кладбища, нарушение порядка не пресек. Спросил у копателей, что они делают, а затем уехал. Ничего странного в этом нет, если учесть тот факт, что возглавлял копателей скандально известный Дмитрий Малышев — представитель так называемых «Дондиков», о которых «URA.Ru» ранее подробно писало. Группа частных похоронных компаний, ведущая местами откровенно незаконную деятельность, имеет «своих» людей в рядах сотрудников полиции. Связи с правоохранителями налаживали лично идейные вдохновители ритуального холдинга — Денис Емельянов, Максим Чайка и недавно официально примкнувший к ним (возглавил одну из фирм — «Ритуал Хелп») бывший работник отдела полиции №14 Сергей Дивичук.
Тесные взаимоотношения с правоохранителями позволяли полукриминальным структурам конкурировать с цивилизованными игроками рынка ритуальных услуг. В первую очередь за счет оперативного получения от коррумпированных полицейских данных о трупах.
С учетом этой информации поведение приехавшего на вызов сотрудника правоохранительных органов выглядит относительно логичным. Стоит отметить, что, вырыв могилу на Окружном кладбище, Дмитрий Малышев переместился на Лесное кладбище. Там он представлял интересы уже другого клиента — представил смотрителю рукописную доверенность от родственников умершего и потребовал выделить конкретное место под могилу — справа сразу за центральными воротами. После того, как по понятным причинам проситель получил отказ, начался громкий скандал. Дошло до того, что около десятка человек приехали в службу городских кладбищ и начали угрожать ее директору — Александру Котельникову — прокуратурой.
«Но мы не можем хоронить людей где попало. Покажите мне хоть один нормативный документ, согласно которому воля покойного является основанием для того, чтобы его похоронили там, где ему захотелось? Если следовать этой логике, то так и на площади 1905 года можно хоронить людей, там же уже находили захоронения. Чем не кладбище?», — задает справедливый вопрос Котельников.
Поскольку закон полностью на стороне муниципального предприятия, частные похоронные агенты вскоре уехали. А родственники остались наедине с проблемой. Сегодня они самостоятельно приехали в службу городских кладбищ. По словам дочери покойного — Натальи, агент, который оказывал ей услуги по организации похорон, настойчиво убеждал, что она может выбрать любой понравившийся участок на кладбище.
«Я заплатила за похороны папы 150 тысяч рублей (в легальных компаниях общая сумма похорон равна 40 тыс. рублей, — прим. ред.). Мне сказали, что есть места подешевле, есть подороже, по федеральному закону я могу похоронить его, где захочу. Приехали на кладбище, я выбрала место, и тут же начался скандал, — рассказала „URA.Ru“ участница вчерашних событий. — Пришли какие-то юристы, начали кричать, что я имею право похоронить отца в любой секции. Я ничего не могла понять: кто-то говорит, что это законно, кто-то, что незаконно, кто-то говорит, что места на кладбище вообще бесплатные. Я запуталась. В итоге сама, без посредников пришла сегодня в МУП. Со мной очень вежливо поговорили, все оформили и организовали, как надо».
По словам женщины, она даже толком не помнит название фирмы, которая пыталась использовать ее в качестве «тарана» в своем конфликте с конкурентами.
«Я только закончила разговаривать с милицией, как раздался звонок. Сказали: мы похоронная фирма. „Ритуал“, что ли, не помню точно. Спросила, откуда они знают мой телефон. Ответили: „у нас прошла информация, что у вас умер человек“. А потом предупредили, чтобы больше я ни с кем не разговаривала, потому что мне сейчас начнут названивать всякие мошенники, а они нормальная ритуальная компания, все сделают грамотно. Сказали, чтобы я приехала на Белореченскую, 10, заплатила деньги», — говорит Наталья.
В МУП «Комбинат специального обслуживания» уверены, что скандалы на кладбищах «дондики» устраивают намеренно. Только дело даже не в конкурентной борьбе между частными и муниципальными организациями, как считалось раньше. Много лет до этого компании мирно сосуществовали, места хватало всем. Главным поводом для происходящего стало грядущее изменение похоронного законодательства, инициаторами которого, в том числе, стало руководство МУП «КСО».
«Я лично являюсь участником рабочей группы по изменению федерального законодательства в области похоронного дела при Минстрое РФ. Осенью этот законопроект, предусматривающий введение стандартов для обучения похоронным специальностям, лицензирование фирм, сдачу квалификационных экзаменов, должен поступить в Госдуму. Если депутаты его примут, то все эти „дондики“ работать не смогут. Начнем с того, что в их многочисленных фирмах не трудоустроен ни один человек, — поясняет и. о. директора МУП „КСО“ Дмитрий Хазов. — Примерно 80 процентов предложений по лицензионным требованиям было предложено мной и моими коллегами. И „дондики“ думают, что если меня не будет, то они посадят своего человека и он защитит их нелегальный бизнес».
Именно поэтому, по словам Дмитрия Хазова, машины сотрудников КСО рубят топорами, в дома руководителей предприятия подбрасывают похоронные венки и пытаются возбудить в отношении их уголовные дела по надуманным обвинениям.
Стоит отметить, что в законопроекте также прописан пункт, согласно которому за передачу информации, касающейся покойных, сотрудники полиции или «скорой помощи» будут наказываться штрафом минимум в 50 тысяч рублей. Такое же наказание ждет и ритуальную фирму — получателя данных. Это обстоятельство, правда, беспокоит нелегалов чуть меньше, чем перспектива лицензирования.
Как рассказал «URA.Ru» источник в правительстве Свердловской области (именно оно будет заниматься выдачей лицензий), ряд частных похоронных фирм уже присылали своих лоббистов к отдельным чиновникам, однако все попытки переговоров были пресечены.
«Чтобы вы понимали, ежегодно бюджет региона недополучает от похоронного рынка порядка 230 млн рублей только НДФЛ. Если в „жирные“ годы на это закрывали глаза, то сейчас это невозможно», — резюмировал собеседник агентства.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!