Литовченко: «Сеничев вел мою кампанию от и до»
Прошлой весной челябинские власти и лидеры «Единой России» столкнулись с проблемой поиска сильного кандидата, который мог бы выиграть выборы в Госдуму в Коркинском одномандатном округе у действующего депутата от «Справедливой России» Валерия Гартунга. Когда праймериз выиграл глава Увельского района Анатолий Литовченко, многие смеялись. Мало кто верил в его победу. Социологи на старте кампании считали Гартунга безоговорочным фаворитом. Его рейтинг, по разным данным, колебался на уровне 30%. Правда, был высокий антирейтинг. Но это как-то не бралось в расчет. Кампанию Литовченко возглавил бывший вице-губернатор, а ныне директор ХК «Трактор» Иван Сеничев. С учётом того, как проходят выборы в Магнитогорске, к его компетенции тоже были вопросы. Однако Литовченко и Сеничев посрамили скептиков. Глава района выиграл выборы у казавшегося непобедимым Гартунга. Тому удалось пройти в парламент только по партийным спискам. После первого заседания Госдумы нового созыва Литовченко дал эксклюзивное интервью корреспондентам «URA.Ru».
— Что испытывает глава района Челябинской области, оказавшись в Госдуме среди ведущих политиков страны?
— Ощущения абсолютно новые, все интересно. Огромное количество лиц, которые раньше видел только по телевизору, в том числе легендарных людей — космонавтов, спортсменов. Они славили нашу страну. Ощущение гордости за то, что я, простой человек, оказался среди великих. Что благодаря нашей выборной системе такие простые люди, как я, могут оказаться в высшем кругу, где вершится политика страны. Чувство того, что раз ты здесь оказался, то нужен, можешь и должен влиять на решение важных вопросов.
— В каком статусе вашу кампанию вел Иван Сеничев?
— Действительно,
Иван Викторович вел всю мою кампанию от начала и до конца. Руководил ею, проводил заседания штабов, давал задания. В моей победе его заслуга — колоссальна.
За это хочу его особо поблагодарить. Были и другие люди в нашей команде. Например, главным политтехнологом работал Александр Большаков.
— Если вернуться на полгода назад — почему согласились участвовать в выборах? Ведь многие потенциальные кандидаты отказались баллотироваться в самом сложном округе — против действующего депутата Валерия Гартунга.
— Если бы не было за плечами 20-летнего опыта работы в качестве главы района, 10-летней работы руководителем совета глав Челябинской области, опыта жизненного и управленческого, я бы никогда не участвовал в выборах в Госдуму. Но я 20 лет исполнял законы, которые принимает Госдума. И видел те моменты, которые требуют доработки. Ведь точкой воплощения закона является муниципальный уровень. Поэтому страшно не было.
— Но вы заведомо серьезно уступали Гартунгу. Он считался непобедимым…
— Я хорошо знал соперника, общался с ним, выступал на одной трибуне. Понимал плюсы и минусы Валерия Карловича. Не было никакого страха, не считал, что хуже его и в чем-то проигрываю. Удивительно спокойно шел в выборную кампанию. Считал, что у меня есть свои преимущества. Преимущества конкретных дел. Мне не стыдно было выходить в любой коллектив, общаться, отвечать на вопросы. Не думал, что я в глазах людей менее значим. Больше переживал, переизбираясь на очередной срок главы района. А на этих выборах была одна проблема: я работал на уровне района, а не округа. Провел более 200 встреч, но переживал, что за короткий промежуток времени не успею дойти до каждого. Приглашал посетить район, чтобы убедились, что за словом есть дело.
— Перед кампанией вы в три-четыре раза уступали Гартунгу по узнаваемости в округе. За счет чего наращивали узнаваемость, а затем и собственный рейтинг?
— Конечно, сложно победить человека, который 20 лет работает в округе. Но главное не узнаваемость, а реальные дела. У каждого есть и рейтинг, и антирейтинг. Я не считал Гартунга непобедимым. Конечно, определенную роль сыграли АПМ [агитационно-пропагандистские материалы] — газеты, баннеры. У конкурента был свой устойчивый электорат в 25-30%. За остальные 75% нужно было бороться. Это вселяло уверенность.
— Как восприняли вашу победу в «гнездах» Гартунга: Еманжелинске, Копейске, Коркино — где ваш оппонент победил? Местные лидеры опасаются репрессий.
— На выборы шел я. Главы никуда не избирались. Они не получали задания избрать Литовченко — или потеряют работу. Ни мне, ни партии — никому такие выборы не нужны. Голосовать должны люди, а не главы. С учётом того, что ни одно решение участковых избирательных комиссий не отменено, выборы прошло честно. Я полностью удовлетворен.
— Наверняка вы видели Гартунга в Госдуме. Как прошла ваша встреча?
— Перед заседанием стоял у лифта. Когда кабина остановилась,
Валерий Карлович вышел. Я протянул руку первым, он в ответ. Поздоровались. Знаете, я прошел пять выборных кампаний в районе. И каждый раз «Справедливая Россия» выставляла против меня сильного кандидата. Но на утро после дня голосования у нас пропадала антипатия.
Я забываю, что люди против меня воевали. Всю сознательную жизнь, сколько проводил кампании, никогда ничего плохого про соперников не говорил. Важнее, чтобы те, кто голосовал против меня, через пять лет уже меня поддерживали.
— Чем закончилось разбирательство по иску Гартунга о снятии вашей кандидатуры с выборов, оппонент же дошел до Верховного суда?
— Валерий Карлович проиграл во всех инстанциях, включая Верховный суд. Считаю, что он такими исками обижает людей. Ведь южноуральцы высказали свое волеизъявление. Может, он считал, что непобедим. Но люди честно пришли и проголосовали.
— Как в Увельском районе, которым вы руководили 20 лет, восприняли вашу победу на выборах и уход в Госдуму?
— Поздравляли все. Не знаю, с радостью или с грустью. Я лично грущу. Но есть вопросы, которые для нашего же района надо решать на федеральном уровне. Хотел бы решить их, приехать и отчитаться. Надеюсь, кто-то переживает из-за моего ухода. Нам удалось сохранить стабильность, собрать сильную команду. Все в жизни меняется.
— Кого ходите видеть главой после себя?
— Я стал главой в 36 лет. Исполняющему обязанности главы сейчас 42 года. Считаю — должна быть преемственность. Не хочу, чтобы в районе начался поиск кандидатуры, конфликты, скандалы. Мне это не нравится. Надеюсь, мое мнение понятно и депутатам района, и правительству области. Но не в моей компетенции называть конкретные фамилии.
— Теперь переедете в Москву или будете приезжать только на «дежурства» для голосования за отсутствующих во время сессии в Госдуме?
— Думаю, в этом созыве мало депутатов, которые будут пропускать заседания Госдумы. Мы все избрались, чтобы работать. У меня нет никакого бизнеса, чтобы заниматься им. Нет ни настроения, ни желания пропускать заседания.
— Выбрали аграрный комитет в Госдуме, потому что были главой сельскохозяйственного района?
— Я для себя представляю вопросы, которые надо рассматривать в первую очередь — это проблема долгосрочных дешевых кредитов, развитие молочного животноводства, перерабатывающей промышленности. Нужно помогать компаниям входить в сетевые магазины. Помимо задач, связанных с сельским хозяйством, есть и другие. МРОТ нужно довести до прожиточного минимума — это вопрос не только Челябинской области, а страны в целом. Пенсию необходимо индексировать на уровень инфляции.
По регламенту работы три недели нужно работать в Москве, одну неделю — в регионе. Хотя я хотел бы, чтобы было больше времени на Челябинскую область. Сейчас определяюсь с помощниками: надо открыть общественные приемные. Нужно встретиться с губернатором, правительством региона, депутатами Заксобрания, главами муниципалитетов и обсудить вопросы, которые я должен решать. Могу точно сказать, что буду встречаться с людьми ежегодно в каждом муниципалитете, не от выборов до выборов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!