Пермское правительство подарит банкам 50 миллиардов
В понедельник, 24 октября, в Перми состоялись публичные слушания по проекту бюджета региона на следующий год и плановый период 2018—2019 годов. Традиционно в органном зале собрались члены правительства Пермского края, депутаты Законодательного собрания, представители профсоюзов и общественных организаций, эксперты, главы городов и районов.
В зале едва не случился аншлаг — обычно на публичных слушаниях треть мест свободна, но на этот раз были заняты почти все стулья. На это обратил внимание и главный «модератор» встречи — премьер правительства Геннадий Тушнолобов, который выразил надежду на откровенный разговор.
Накануне в кулуарах обсуждали, что как раз перед «заходом» проекта бюджета в Заксобрание губернатор Виктор Басаргин ушел в отпуск сразу на две недели и фактически устранился от баталий чиновников и оппозиции. А от оппонентов властей ждали яркой борьбы — в прошлые годы на публичных слушаниях они всегда выступали ярко и шумно.
В своем выступлении Геннадий Тушнолобов отметил, что несмотря на все экономические трудности перед властями региона стоит задача обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета, выполнение всех социальных обязательств. Сегодня на федеральном уровне высоко оценивают качество планирования бюджета Пермского края. «Но мы осторожно относимся к таким оценкам. Вчерашние достижения быстро забываются», — заметил глава кабмина.
Правительство планирует на 2017 год уровень доходов казны в сумме 94,4 млрд рублей, расходы — 102,8 млрд. Соответственно, дефицит бюджета составит 8,4 млрд, то есть 9,16%. В последующие два года ожидаются доходы бюджета в сумме 101,7 млрд рублей (2018 год) и 105,6 млрд (2019 год). Намечен дефицит в размере 8,7 млрд и 5,3 млрд рублей соответственно.
Обескуражила собравшихся министр финансов Ольга Антипина. В своем докладе она сообщила, что из-за постоянного дефицита казны и привлечения кредитов на его покрытие Пермский край задолжал федеральному бюджету уже более 9 млрд рублей. В следующем году планируется вернуть 3,9 млрд рублей, в 2017 году — еще 4,6 млрд. Но для возврата этих денег придется привлечь в коммерческих банках кредиты на сумму 30,8 млрд рублей. Кабмин прогнозирует, что в итоге к концу 2019 года Пермский край будет должен 49,7 млрд рублей — половину своего годового бюджета. Информация о растущем «снежном коме» долгов явно вызвала шок у публики, которая активно зашумела. Позднее, в режиме вопросов тема дефицита бюджета стала основой обсуждения.
Депутат Госдумы и бывший мэр Перми Игорь Сапко поинтересовался, есть ли у правительства какая-то «дорожная карта» по снижению дефицита региональной казны. Выяснилось, что такого плана нет, но составлен прогноз, на который кабмин планирует ориентироваться. С 2020 года власти региона намерены принимать исключительно бездефицитный бюджет и постепенно рассчитываться с долгами. На вопрос, почему бы уже сейчас не загонять Пермский край в долги и максимально не сократить расходы, Ольга Антипина ответила, что сразу «урезать» бюджет на 15% невозможно.
Геннадий Тушнолобов предпринял попытку обнадежить собравшихся и отметил, что у других регионов долгов гораздо больше: «Нормально, живут! У Татарстана долг 80 млрд — лучше нас живут! У нас дефицит не такой страшный, от которого можно умереть».
Все предыдущие годы в стенах Заксобрания возникала яркая полемика на тему дефицита принимаемого бюджета. Оппоненты губернатора — в первую очередь, Дмитрий Скриванов и Илья Шулькин — напрямую заявляли, что правительство ведет Пермский край к банкротству. При этом чиновники заявляют масштабные проекты (зоопарк, галерея, новая сцена театра оперы и балета) и выделяют на них деньги, но ни один из них с 2012 года не реализован хотя бы частично. Сейчас у наблюдателей вновь возникает вопрос: в регионе не начато крупных проектов, однако долги растут — непонятно куда уходят деньги.
Выступления еще пяти министров не вызвали особенного интереса собравшихся. Кабмин не стал обещать ничего нового: пермяков ждут выполнение социальных обязательств, стремление исполнить «майские указы» президента, а нуждающихся — адресная социальная поддержка. В ближайшие два года планируется построить 20 детских садов и начать возведение школ, будут строить детские поликлиники и мост через реку Чусовая, планируется «разогнать» программу капитального ремонта жилья.
Команду губернатора попытались вызвать на разговор о проблемах здравоохранения — в докладе исполняющего обязанности главы минздрава Вадима Плотникова не прозвучало ни слова о том, какие улучшения в оказании медицинской помощи ждут жителей региона.
Однако дискуссию пресек Геннадий Тушнолобов, который отметил, что в Прикамье разговоры о медицине уже уходят в политическое русло: «Больная тема — здравоохранение (эта фраза явно позабавила публику — прим. ред.). Она беспокоит нас очень серьезно. Я готов любые круглые столы проводить на эту тему. Вот защищали все главных врачей, когда их увольняли. А я во многих больницах побывал и видел, как 92-й бензин списывали по 45 рублей. Где такие цены видели? Экономикой не занимались вообще. А уж какие я зарплаты видел у главврачей! Расскажу — загудите все. Но я об этом говорить не буду — не люблю считать деньги в чужих карманах».
Главы и депутаты муниципалитетов пытались решить проблемы своих территорий, а «большая» оппозиция, подконтрольная главному оппоненту губернатора — депутату Дмитрию Скриванову — дружно промолчала. На слушания пришли многие депутаты Заксобрания, в том числе наиболее активные критики властей. Однако лидеры региональных отделений КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР — Владимир Корсун, Дарья Эйсфельд и Олег Постников — один за другим ушли из зала еще в процессе обсуждения проекта бюджета. Следом за ними к выходу потянулись и другие депутаты-оппозиционеры.
В соцсетях ранее обсуждалось, что медработники региона готовятся к бунту — им планируют повысить оклады, но лишить части надбавок, что приведет к снижению зарплат. Однако на слушаниях врачи о себе не заявили. Открыто критиковать правительство никто не решился. А когда дело дошло до «прений», перед выступлением спикера Пермской городской Думы Юрия Уткина вышла сразу половина зала.
Напомнил о себе лишь депутат от ЛДПР — бывший луганский ополченец Александр Григоренко, который заявил, что выступает от имени глав муниципалитетов. Парламентарий просил не лишать территории Прикамья субсидий — сэкономить на городских и сельских поселениях удается лишь 266 млн рублей, но эти деньги пригодились бы местным бюджетам.
«Люди редко знают, кто такой губернатор или кто такой председатель правительства — они знают своего главу, к которому и идут решать проблемы», — подчеркнул Григоренко.
Собеседники, знакомые с ситуацией в «крыле» оппозиции, предполагают, что «группа Скриванова» пока «прощупывает почву», чтобы нанести удар по команде губернатора непосредственно при принятии бюджета — в ближайший четверг, 27 октября.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!