«Facebook* могут вырубить хоть сегодня»
Роскомнадзор потребовал ограничить в России доступ к сайту крупнейшей в мире деловой соцсети LinkedIn. По имеющейся информации, Таганский суд Москвы уже удовлетворил требования службы, однако решение еще не вступило в силу.
В Роскомнадзоре заявляют, что LinkedIn нарушает закон «О персональных данных», потому как сеть не перенесла серверы в Россию, собирает и передает информацию о гражданах, не являющихся ее пользователями, без их согласия. Является ли данное разбирательство тревожным симптомом, какие социальные сети могут еще закрыть в России и почему Telegram таит угрозу для государства — в авторской колонке управляющего популярного интернет-сообщества «Настоящий Лентач» Марка Шейна.
Роскомнадзору фактически ничто не мешает заблокировать все социальные сети прямо сейчас. Не думаю, что для него есть какие-то границы и преграды. Если ему прикажут — заблокирует. Что касается LinkedIn, то надо признать, что это одна из наиболее редко используемых в России социальных сетей, совсем не массовая.
Да, соцсети сегодня плотно контролируются государством. Я бы даже сказал иначе: социальные сети даже помогают власти.
Большинство россиян использует сети точно так же, как и какие-то бытовые предметы. Для людей это не медиа, не площадка для дискуссий. Люди используют их для того, чтобы котиков «лайкать». По большому счету ничего другого и не надо.
Для власти соцсети — такой же инструмент, как, например, телевидение, и она там активно работает.
С Facebook (деятельность запрещена в РФ) — отдельная история. По сути, эта сеть сегодня заняла место «ЖЖ» («Живого журнала»). Это место встречи московских либералов, маленькая и ограниченная по своему влиянию на общественное мнение тусовка. Они там варятся в своем соку. Там принято писать много, в отличие от других соцсетей, где превалирует исключительно визуальный контент. Да и котиков там меньше. Но говорить о том, что Facebook (деятельность запрещена в РФ) представляет какую-то угрозу для государственной власти, я бы не стал.
Серьезную угрозу для государства сегодня представляет Telegram.
Во-первых, из-за своего шифрования, которое пока, судя по всему, недоступно нашим спецслужбам. А во-вторых, из-за того, что мессенджер явно приобретает очертания социальной сети, в которой нельзя взять автора за, простите, задницу.
С появлением каналов в Telegram там появилась трибуна для публичных выступлений, причем человек может сохранять свою анонимность, что представляется крайне важным. Многие журналисты заводят там свои каналы, общественные деятели массово перетекают туда — это серьезный звонок для власти. Туда неизбежно подтянуться и люди, способные замутить бурю, которая не очень нравится государству. Контролировать там кого-то, даже только технически, крайне сложно.
А наша власть очень не любит то, что она не может быстро отключить при помощи рубильника. Все остальные соцсети можно, повторюсь, вырубить в одночасье.
На самом деле я не думаю, что государство пойдет на полное отключение соцсетей. Зачем, например, отключать «Одноклассников»? Там же можно действовать абсолютно избирательно, и государство там действует со времен украинского конфликта, когда конкретные сообщества в сетях отключались буквально по щелчку. Те, кто смотрит котиков, пусть смотрит их дальше, а если ты смотришь что-то нехорошее — тебя просто заблокируют. Вот и все. Механизм отработан.
* деятельность запрещена в РФ
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!