«Успешные выборы больше не гарантируют прибавку в бюджет»
Фонд «Петербургская политика» обнародовал рейтинг социально-политической устойчивости регионов России за октябрь 2016 года. Это ежемесячное исследование ведется с осени 2012 года и оценивает субъекты на основе мониторинга важнейших социально-политических событий.
Октябрь ознаменовался корректировкой приоритетов в действиях региональных элит, считают авторы доклада.
«Во внутренней политике наблюдалось снижение активности, обусловленное необходимостью взять паузу после избирательной кампании, а также перестановками в профильных блоках администрации президента.
Регионы обнаружили, что прежние политические (в том числе и выборные) „заслуги“ не могут конвертироваться в финансовые преференции. Самым ярким примером этого стала полемика вокруг финансирования Чечни,
сопровождавшаяся резкими высказываниями в адрес Министерства финансов РФ со стороны Рамзана Кадырова», — отмечает президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Несмотря на то, что федеральная власть демонстрирует стремление сохранить баланс (после демарша Кадырова заговорили о возможности предоставления дотаций северокавказским республикам), по факту она не готова ориентироваться на позицию регионов в бюджетном процессе, считают эксперты.
Двойственность положения регионов усилилась и в связи с инициативой Владимира Путина принять закон о российской нации, утверждает Виноградов. «Можно говорить о возможных сценариях реализации этой инициативы в части влияния на положение регионов. Первый из них предполагает завершение курса на поддержку мягкой модели русского национализма (под брендом „русский мир“) и, как следствие, укрепление позиции нерусских этносов и элит — включая руководство национальных республик. Второй, наоборот, выглядит как попытка „размыть“ статус национальных республик, заводя их под „зонтичный“ бренд российской нации и повышая риски упразднения части из них», — указал Виноградов в своем докладе. Эксперт подчеркнул, что одним из инициаторов этого вопроса стало Федеральное агентство по делам национальностей, к которому главы некоторых нацреспублик «относятся весьма прохладно».
В списке самых значимых региональных событий года уральцы оказались дважды. Эксперты отметили начало суда по делу бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова (его обвиняют в мошенничестве и получении взятки). Несмотря на «негативный» характер этого события, Челябинская область (4,9) укрепилась в рейтинге, поднявшись на пункт относительно сентября. На это повлияло одобрение Минэкономразвития проекта территории опережающего развития в Бакале, а также подписание губернатором Борисом Дубровским соглашения с Евразийским банком развития, который готов профинансировать создание производства металлургического марганца в Троицке. Впрочем, Челябинская область пока остается в группе регионов со слабой социальной устойчивостью.
Другой парадоксальный результат показал в октябре ЯНАО (7,9). Территория также отметилась в списке самых значимых региональных событий месяца — запуском Пякяхинского месторождения компанией «Лукойл». Тем не менее, субъект не только потерял относительно показателей сентября два пункта, но и вылетел из группы лидеров «с максимальной устойчивостью». Это произошло из-за целого ряда событий: ареста главы «Корпорации Развития» Сергея Маслова и его заместителя Владимира Караманова по делу о хищении более миллиарда рублей, жалобы оленеводов ЯНАО к Владимиру Путину на решение региональных властей сократить поголовье оленей, крушении вертолета Ми-8 в Пуровском районе, а также голодовки из-за невыплаты зарплат вахтовикам из Башкирии.
В лидирующей группе «регионов с максимальной социально-политической устойчивостью» пока остается Тюменская область (8,2), также потерявшая два пункта за последний месяц. Дело Маслова и Караманова «ударило» и по этому уральскому региону. Так же, как и результаты исследования Комитета гражданских инициатив, закрепившие за регионом 14-е место по интенсивности эмиграции населения.
ХМАО (7,4) также сохранил свои позиции в группе, несмотря на потерю в один пункт. Негативно на рейтинге сказались сразу несколько коррупционных скандалов: возбуждение дела в отношении мэра Покачей Раяна Халиуллина, обвиняемого в махинациях с жильем, а также обыски в администрации Лангепаса в рамках дела о взяточничестве одного из заместителей сити-менеджера.
Курганская область (5,2) осталась с показателями прошлого месяца в группе регионов с пониженной социальной устойчивостью. Среди отстающих также находится Пермский край (4,8).
Свердловская область (6,1), в свою очередь, поднялась на один пункт. Положительно на цифрах сказалось снижение облправительством налоговых ставок для участников специальных инвестиционных контрактов, а также уменьшение Свердловским агентством ипотечного жилищного кредитования ставок по основным программам.
И у Свердловской области, и у Пермского края есть большой потенциал для роста в скором будущем, считает эксперт фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов: «У этих уральских регионов ожидается скорый отыгрыш, так как они вступают в выборный цикл. Какой будет динамика, сложно спрогнозировать, так как в первую очередь это зависит от действий местных администраторов. Эти территории обладают огромным потенциалом, прежде всего управленческим. Кроме того, там есть чем собственно управлять: экономические и людские ресурсы. Поэтому оба региона, безусловно, должны идти вверх», — заявил «URA.Ru» политконсультант.
Давыдов считает, что Пермь и Екатеринбург пока не поднимаются, потому что находятся в «выжидательном» положении: их администрации выстраивают стратегию и общую архитектуру предстоящих кампаний. Заметные изменения в динамике произойдут после того, как действующие губернаторы официально объявят о своих планах на предвыборные гонки.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!