В Зауралье за «репосты» будут судить иностранца
История жительницы Екатеринбурга, осужденной Катайским районным судом за перепост видео об издевательствах над ребенком, все еще будоражит общественность. Мать-одиночка получила полгода лишения свободы за то, что осудила подобное обращение с детьми на своей странице в соцсети «ВКонтакте». А в Зауралье — новое уголовное дело. Молодой мужчина, как утверждает, пострадал из-за «любопытства» по отношению к самой известной запрещенной организации в стране (ИГИЛ) и теперь обвиняется в экстремизме.
Во вторник, 15 ноября, выездная коллегия Приволжского окружного военного суда рассмотрит дело молодого человека, обвиняемого в распространении видеороликов и аудиозаписей, оправдывающих идеологию ИГИЛ. Как рассказал адвокат Александр Ковальский «URA.Ru», дело осложняется тем, что обвиняемый — гражданин Таджикистана. 31-летний Джумъахон Зоиров уже шесть месяцев находится под стражей в СИЗО-1 города Кургана. Он привлекается по статьям 280 УК РФ «Публичные призывы к экстремистской деятельности», 282 УК РФ «Возбуждение ненависти на национальной или религиозной почве» и 205.2 УК РФ «Публичные призывы к террористической деятельности или оправдание терроризма» из-за размещения запрещенных видеороликов про ИГИЛ у себя на странице в соцсети «ВКонтакте». Причем материалы были размещены в разное время, в период с октября 2012 года по апрель 2016 года.
«Однако он утверждает, что только просматривал эти ролики у себя в телефоне, не зная, что они останутся на его странице. На его странице размещен также контент, критикующий идеологию ИГИЛ, что позволяет говорить, что Зоиров не сторонник запрещенных идей. Сам Зоиров на своей странице никак свое отношение к идеям ИГИЛ не высказывал, ему просто было любопытно. Таким образом, судить его будут только за „клики“», — говорит адвокат.
Русским языком обвиняемый владеет слабо — на уровне бытовых разговоров. Работает строителем. По словам адвоката, в ходе следствия иных доказательств симпатии Зоирова к запрещенной идеологии не было найдено — ни запрещенной литераторы, ни подозрительных контактов или звонков.
«На мой взгляд, размещению роликов способствовали языковой барьер и низкая компьютерная грамотность: человек просто не понимал особенности интерфейса социальной сети и действовал интуитивно, тыкая во все подряд и наугад, — считает Александр Ковальский. — Таких дел сейчас полно, в основном попадаются излишне любопытные подростки». По мнению адвоката, силовики пользуются тем, что немногие знают о существовании списка так называемых экстремистских материалов.
«Как формируется такой список: в какой-нибудь деревне прокурор нашел подходящий материал в Интернете. Он идет к эксперту (лингвисту или специалисту по религии), и тот дает заключение, что здесь присутствует экстремизм. С этим заключением прокурор идет в деревенский суд, судья автоматически признает этот материал экстремистским. Дальше это решение попадает в список федеральных материалов — таких уже несколько тысяч. На сайте Минюста они есть, но обычный человек о том, что они там есть, не знает. Когда материалы проникают в соцсети, нигде не указывается, что они экстремистские. Странно, что сама организация „ВКонтакте“ не реагирует на запрещенный контент. Что-то исключают, но материал размножается быстрее», — говорит адвокат.
Прокуратура Курганской области по уголовному делу Джумъахона Зоирова утвердила обвинительное заключение 20 октября. «Органом предварительного следствия установлено, что Зоиров умышлено разместил в сети Интернет видео- и аудиоролики, направленные на призывы к осуществлению экстремистской деятельности, оправдание терроризма, а также содержащие признаки возбуждения социальной розни», — прокомментировали в надзорном ведомстве.
Генеральный директор IТ-компания ООО «Современные решения» Евгений Яцюк также сомневается в «нечаянном» появлении материалов на странице пользователя. «Товарищ лукавит с вероятностью 90%. Чтобы зайти в приложение на телефоне, его надо установить, залогиниться и там уже совершать действия. Если он в этом разобрался, то, значит, и в другом тоже мог. К тому же добавить и закрепить ролик с телефона довольно сложно случайно: нужно нажать сверху на три точки. И только потом добавить в видеозаписи. С закреплением то же самое. От простого просмотра видео на страничку не попадает», — пояснил Яцюк в разговоре с корреспондентом «URA.Ru».
Адвокат иностранца надеется на позицию Верховного суда, обнародованную в начале ноября. Верховный суд не рекомендовал наказывать людей по уголовным статьям только за «репосты» в соцсетях. При рассмотрении дел такого рода судьи советуют учитывать контекст, форму и содержание информации, а также комментарии автора публикации.
Всего в текущем году, по данным прокуратуры, в Зауралье возбуждено 19 уголовных дел о преступлениях экстремистской и террористической направленности, совершенных с использованием сети Интернет (шесть — по ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к экстремистской деятельности», десять — ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти на национальной или религиозной почве», три — по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к террористической деятельности или оправдание терроризма»).
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!