«Google и Facebook* забирают данные о нас и не подчиняются законам»
После неожиданной победы Трампа в США, внимание экспертного сообщества приковано к интернету. Теперь никто не сомневается в том, что соцсети и мессенджеры стали полноценными инструментами в руках политтехнологов. Поэтому публикация проекта Стратегии развития информационного общества 2030 на сайте Совета безопасности стала резонансным событием. В Твиттере заговорили о том, что Совбез фактически предлагает перейти к государственному управлению инфраструктурой рунета. Эксперты в области IT-технологий, собеседники агентства, перечислили плюсы и минусы документа, с оговоркой, что это только проект стратегии 2017-2030, а значит, в ближайшее время начнутся обсуждения с участием специалистов. Ясно одно, именно эта бумага станет основополагающей в построении отношений интернета и общества в ближайшие годы.
В документе говорится, что Стратегия направлена на развитие информационных технологий, а ее цель -
создать условия для формирования общества, «которое стремится к получению, производству и распространению знаний и направляет их на развитие экономики, государства и граждан с учетом приоритетов национальной безопасности».
В рамках Стратегии должен быть реализован ряд национальных приоритетов. Речь идет о развитии и безопасности россиян и государства, а также повышении роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Кроме того, к 2030 году должно быть обеспечено «свободное и безопасное взаимодействие между гражданами, органами госвласти, местного самоуправления», а также вырасти эффективность государственного управления.
Главный аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян описал «URA.Ru» характер документа.
«Первая часть стратегии представляет собой идеальную картину будущего, где интернет — источник знаний общества, а вторая часть документа содержит описание инструментов, с помощью которых эти цели будут достигаться, а значит, имеет более регуляторный характер», — рассказал эксперт агентству.
Согласно документу,
к 2030 году в России должны быть сформированы национальные технологические платформы онлайн-образования и онлайн-медицины. Это должно обеспечить достойный уровень жизни россиян.
Кроме того, будут функционировать единая электронная библиотека и электронное правительство: доступ к знаниям будет обеспечиваться за счет развития отечественной информационной инфраструктуры, отмечают авторы. При этом оговаривается, что устойчивая работа этой самой инфраструктуры будет регулироваться государством. Важный пункт Стратегии — это необходимость исполнения иностранными игроками российских законов.
Главный юрист общественного проекта «РосКомСвобода» Саркис Дарбинян увидел в стратегии курс на создание цифрового суверенитета страны.
«Россия продолжит создавать правила игры для международных корпораций и, в случае их несогласия с требованиями, будет предпринимать меры по ограничению доступа к сайтам и привлечению компаний к ответственности.
Дальнейшие попытки по контролю Сети будут „прикрываться“ заботой обеспечения безопасности пользователей», — заявил Дарбинян «URA.Ru».
Заставить западных гигантов быть в том же положении, что и наши внутренние компании — это принцип выстраивания честной конкуренции на рынке, парирует участник рабочей группы Стратегии, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
«Транснациональные корпорации, чьи бюджеты больше некоторых соседних стран, и так вне конкуренции. Большинство из этих компаний не удосуживаются подчиняться российским законам. Google, например, не выполняет предписания суда, каждый раз оплачивает штрафы по сто тысяч рублей по делу ФАС», — заявил «URA.Ru» директор аналитического интернет-маркетингового агентства. Ашманов подчеркнул, что движение к регулированию интернета происходит из-за переизбытка в Сети недостоверной информации. Эксперт считает, что прописанные в Стратегии принципы поднимают вопрос об усовершенствовании законодательства «биг даты».
«Ни у нас, ни в США нет нормальных законов про употребление „больших данных“ пользователей. Сейчас Google и Facebook (деятельность запрещена в РФ), например, просто забирают себе информацию о россиянах, при этом не подчиняются российским законам,
в отличие от „ВКонтакте“ или „Яндекса“, например. А ведь эти данные — ключ успеха не только к достижениям коммерческого успеха, но и для политического влияния», — резюмировал эксперт.
Отдельно в Стратегии прописаны принципы формирования цифровой экономики, а также поддержка отечественных интернет-компаний.
Генеральный директор Infowatch Наталья Касперская выделила три принципиальных момента, которые говорят о развитии взаимодействия власти и интернет-разработчиков: курс на импортозамещение, господдержку отечественных разработчиков и увеличение экспорта высокотехнологичной продукции.
«Хотелось бы, чтобы нашу продукцию использовали не только госорганы, но и госкомпании, например. А торговые представительства занимались презентацией наших высокотехнологичных продуктов зарубежным партнерам.
Это важно не только для нас, и нашего сектора, но и для страны в целом, потому что хватит только сырьевыми ресурсами торговать».
* деятельность запрещена в РФ
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!