Как работают пранкеры. Базы VIP-номеров, прикрытие спецслужб и кураж
Любой человек, который пользуется сегодня мобильным телефоном, может стать жертвой пранкеров. Такое мнение высказали опрошенные «URA.RU» специалисты в сфере информационной безопасности.
Напомним, в последнее время все чаще и чаще жертвами пранкеров становятся известные политики. Так, буквально на днях пранкеры Владимир Кузнецов и Александр Столяров, более известные как Вован и Лексус, разыграли члена палаты представителей американского Конгресса Максин Уотерс. Телефонные шутники дозвонились до конгрессвумен и от лица премьер-министра Украины Владимира Гройсмана пожаловались на агрессивную политику РФ. Также пранкеры посетовали на российских хакеров, которые взломали серверы системы электронного голосования в стране Лимпопо и установили там «режим своей марионетки — Айболита».
Ранее жертвами пранкеров становились президент Украины Петр Порошенко, американский сенатор Джон Маккейн, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, генсек НАТО Йенс Столтенберг, мэр Киева Виталий Кличко и многие другие знаменитости.
«Бум пранка пришелся примерно на 2006—2007 годы, тогда люди очень любили звонить в Skype и разводить друг друга», — вспоминает в разговоре с «URA.RU» специалист по информационной безопасности, бывший член хакерской группы Александр Варской.
По его словам, уже тогда любители телефонных розыгрышей объединялись в чаты, где шел активный обмен номерами известных персон.
«Однако львиная доля контактов пранкерам доставалась от журналистов. В частности, шутники буквально шерстили специализированные журналистские сообщества в поисках тех или иных номеров. Сейчас с этим, мне кажется, стало еще проще: практически в свободном доступе появились целые телефонные базы — такие, например, как Nutcall», — рассказал Варской.
По его мнению, у современных политиков и звезд не существует частной жизни как таковой. «История тут простая: ты завел себе мобильник, значит, на него будут звонить», — сказал собеседник агентства.
Варской скептически относится к версии о том, что знаменитые пранкеры зачастую работают под прикрытием спецслужб: «Да это все ерунда! Спецслужбы все это могут делать сами, без всяких пранкеров. Спрашивается: зачем тогда на это тратить время и деньги? Не думаю, что тут имеет смысл искать руку Кремля».
Варской отметил, что «пранк — это удел очень-очень молодых людей, у которых есть много свободного времени и кураж, чтобы этим заниматься». «Все мы в детстве баловались по телефону, звонили куда-то, шутили, бросали трубку. Просто люди взрослели, и у них эти забавы тоже заканчивались. Повзрослели, выходит, не все», — признал собеседник «URA.RU». Варской также пояснил. что монетизировать такое развлечение удается на самом деле единицам. К числу успешных он отнес знаменитых пранкеров — Вована и Лексуса.
Впрочем, далеко не все эксперты разделяют точку зрения, согласно которой пранк — это безобидное времяпрепровождение. Как рассказал «URA.RU» генеральный директор компании Zecurion, эксперт по кибербезопасности Алексей Раевский, телефонные номера многих знаменитостей перестали быть секретной информацией. «На самом деле эти данные либо находятся в свободном доступе, либо продаются. Есть специалисты, которые специализируются именно на поиске телефонов звезд или видных политиков», — пояснил Раевский.
По его словам, высокопоставленные лица прибегают к различным моделям коммуникации. «Я знаю, что некоторые политики вообще не пользуются мобильными телефонами. Для этого у них есть помощники и секретари.
При достаточной дисциплине от мобильника можно вполне отказаться», — пояснил собеседник «URA.Ru».
Он напомнил, что несколько лет назад российский лидер Владимир Путин признался, что у него нет мобильного телефона. Раевский полагает, что это вполне возможно и правильно с точки зрения безопасности.
Раевский признал, что использование любых публичных сервисов, начиная от сотовых телефонов и заканчивая социальными сетями, заметно снижает уровень безопасности. Он полагает, что у современных людей, в том числе и известных, еще не до конца сформировалось понимание того, какой здесь открывается простор для афер и мошенничества. «Люди порой бездумно и безоглядно полагаются на средства связи. Меры безопасности необходимо соблюдать и на корпоративном уровне — например, в ситуации, когда кто-то звонит директору компании и представляется руководителем другой компании, я бы не рекомендовал пускаться в большой разговор. Лучше это сделать при личной встрече», — пояснил Раевский.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!