«Митинги дали возможность запустить папочки, что давно лежали»
Антикоррупционная тема стала центральной в политической повестке последних недель. Протестные акции, которые прошли по всей стране 26 марта, продемонстрировали обостренный запрос общества на справедливость. Спустя неделю после несанкционированных митингов в Москве и Санкт-Петербурге, организованных Фондом по борьбе с коррупцией Алексея Навального, арестовали губернатора Удмуртии Александра Соловьева. Главу региона обвиняют в получении взяток в особо крупном размере. В политической тусовке заговорили о том, что делом против Соловьева власти могут успешно перехватить антикоррупционную повестку заданную ФБК.
В материале «URA.RU» — ответы федеральных экспертов на самые обсуждаемые вопросы вокруг дела Соловьева в контексте заостренных протестных настроений.
Власти действительно решили перебить протестную повестку задержанием Соловьева?
Александр Соловьев стал четвертым губернатором, арестованным по делу о коррупции, напоминает глава коммуникационного холдинга «Минченко-консалтинг» Евгений Минченко: «Поэтому не думаю, что перед властью вообще стояла задача перебивать протестную повестку». Напомним, что под следствием уже находятся экс-глава республики Коми Вячеслав Гайзер, экс-губернатор Кировской области Никита Белых, а также бывший губернатор Брянской области Николай Денин. В этот же контекст можно вписать уголовное дело в отношении Михаила Юревича, которое было на него заведено уже после ухода с поста губернатора Челябинской области.
По мнению доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман, трудно расценивать арест главы Удмуртии как непосредственную реакцию на протестные митинги 26 марта еще и потому, что уголовные дела против глав регионов готовятся долго, а медийный эффект от ареста главы Удмуртии не так велик: и человек малоизвестен, и регион не самый центральный.
«Как-то слабо верится в то, что после протестов кто-то наверху сказал: а давайте задержим удмуртского губернатора — это всех поразит. Правоохранительная машина живет и функционирует в своем мире, в своем информационном поле», — поясняет политолог.
Это протесты актуализировали тему борьбы с коррупцией и привели к аресту крупного федерального политика по статье о взяточничестве?
Советник председателя Госдумы, политолог Алексей Чадаев предположил, что несанкционированные акции действительно могли ускорить дело против Соловьева: «Никто не будет сажать губернаторов только для того, чтобы перебить медийный шлейф от митингов. Просто митинги создали хорошую возможность пустить в дело папочки, которые уже лежали. В ином случае элиты бы напряглись: дескать, жестить начало государство. А сейчас никто не удивляется».
Первые слухи о том, что в Удмуртии намечаются крупные кадровые перестановки, появились еще 1 апреля. Тогда Telegram-канал «Давыдов.Индекс» написал: «Злые языки говорят, что не попавший в новый состав ОП Александр Бречалов скоро возглавит Удмуртию». Соловьева арестовали 4 апреля, в тот же день Бречалова назначили врио главы региона. «Цель ареста была именно организовать губернаторскую ротацию, а не перебить повестку протестов», — предполагает Чадаев.
Декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов считает, что нужно разделять реальную борьбу с коррупцией от протестной, цель которой «раскачать» государство и политическую систему. По мнению политолога, государственная линия по борьбе с коррупцией носит стабильный и долговременный характер. Протесты к аресту Соловьева не имеют никакого отношения.
«У нас работа ведется вполне эффективно. Ее результат — такие резонансные дела, как дело Александра Соловьева. Установка Путина известна: бороться с коррупцией, невзирая на лица, ранги и статусы», — пояснил политолог «URA.RU».
Перекрывает ли арест Соловьева тему коррупции во власти, запущенную Навальным?
Аресты глав регионов происходят регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия антикоррупционных митингов, говорит доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман, поэтому тема коррупции неисчерпаема в принципе: «Это не единичное поведение какого-то отдельного человека, чиновника, не разовое преступление. Коррупция — это системная порча, показатель того, что все прогнило. Поэтому „закрыть тему“ тут в принципе невозможно».
В свою очередь, профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев считает, что задержание главы Удмуртии, наоборот, актуализирует волну недовольства, поднятую Алексеем Навальным: «Произошедшие события лишь подогревают тему — это факт». Политолог Евгений Минченко также говорит, что во вторник, 4 апреля, протестная тема снова вернулась в топы. Но, по его мнению, причиной стала официальная реакция премьер-министра на скандальный фильм, снятый ФБК: «Я бы сказал, что протестную повестку сейчас активно актуализирует Дмитрий Анатольевич Медведев — в частности, своим заявлением про „компот“ в ходе встречи с рабочими тамбовского предприятия. У меня вообще складывается ощущение, что команда Медведева много делает для улучшения имиджа Навального».
Сможет ли Навальный продолжить протесты на этой же повестке или ему нужны будут новые расследования?
Специфика работы ФБК Алексея Навального заключается в ведении целенаправленной информационной кампании, которая постоянно требует новых информационных поводов, рассказывает декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов.
«Это логика любой политической кампании в любой стране мира. Навальный продолжит всем этим заниматься. Впереди нас ждут новые сбросы и различные домыслы, к этому надо быть готовым», — предположил Шутов в разговоре с «URA.RU».
При этом темы, которые будет «раскачивать» оппозиционер, останутся в поле борьбы с коррупцией, уверен политолог Олег Матвейчев.
«Потому что он [Навальный] больше ни в чем не разбирается. Вы слышали, чтобы он что-то говорил о проблемах здравоохранения? А может быть, про безработицу? Или про проблемы Крыма? Или про налоговую систему страны? Или про освоение Арктики? Нет! Потому что Навальный работает исключительно в одной теме, которую он педалирует уже десять лет и, думаю, будет педалировать и дальше».
К раскручиванию темы коррупции могут подключиться и другие силы, считает политолог Евгений Минченко: «В этой повестке сегодня могут играть разные игроки. Навальный на этом поле далеко не единственный. Более того, он не лучший в этом плане из-за своей позиции по Крыму и крепко приклеившегося ярлыка „агента Запада“».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!