«Ногами от стада до стада не дойдешь»
На днях на Ямале начнется тотальная вакцинация поголовья оленей от сибирской язвы. После прошлогодней вспышки, когда погибли более 2,6 тыс. животных и один ребенок, процедуру эту было решено снова сделать ежегодной. Это сулит региону не только многомиллионные финансовые затраты, но и другие трудности. Хватит ли Ямалу специалистов, успеют ли ветеринары поставить прививки самому большому поголовью оленей в мире и почему оленеводы стали отрицать, что язва вообще была на Ямале, «URA.RU» рассказал главный ветврач округа Андрей Листишенко.
— Андрей Александрович, в предстоящую кампанию планируете привить все поголовье оленей?
— Да. Сегодня поголовье составляет 733 тысячи. Замечу, что часть из них — 515 тысяч голов, привитых в прошлом году — до сентября имеют иммунитет. Нынешняя вакцинация делается уже с прицелом на следующий год.
— Есть мнение, что вы можете не успеть привить всех оленей.
— В прошлом году мы привили 515 тысяч за три недели, в этом — у нас есть три летних месяца, поэтому рассчитываем успеть. Планы уже готовы, в начале июня стартуем.
— Объем работы большой, хватит ли региону специалистов?
— В вакцинации будут участвовать 168 специалистов государственной ветеринарной службы, сельхозпредприятий, а также сторонних организаций. Этого достаточно, в прививочной кампании прошлым летом участвовало 110 специалистов.
— Зимой вы уже привили 21 тысячу оленей. Почему нельзя было привить все стадо? В ваших планах вообще указана цифра 50 тысяч.
— Прививать оленей в холодное и жаркое время года нельзя. Об этом говорится и в инструкции по применению вакцины. То, что мы сделали в прошедшем марте, — прецедент, до этого в наших широтах такой практики не было.
— Вы только что сказали, что оленей прививать зимой нельзя. Почему запрет был нарушен?
— Все будет зависеть от температуры зимой. Это пробная компания, и прошла она удачно, животные перенесли прививки хорошо, что позволит в будущем использовать этот опыт. Вообще период вакцинации для оленей узкий. Как я уже сказал, в холод и жару нельзя. Нельзя прививать за месяц и в период отела, во время дождливой погоды и так далее. Остается только июнь—июль. Поэтому важна слаженность в работе ветеринаров и оленеводов.
— Говорят, не все оленеводы хотят ставить прививки животным, ссылаясь на то, что не было никакой сибирской язвы.
— Была или нет сибирская язва, предлагаю спросить у пострадавших оленеводов. Масштабность работы, проведённой летом 2016 года работы, вовлечение в неё ведущих научно-исследовательских институтов и лабораторий разных ведомств, подчёркивает абсурдность этого умозаключения. С отказами вакцинировать оленей мы не сталкивались.
В подготовительный период были использованы все возможности, чтобы провести подробную разъяснительную работу. Дополнительно раздавали памятки, объясняющие сущность заболевания, где и когда будет проходить вакцинация.
Повторю: за всю работу не было сигналов, что оленеводы сопротивляются вакцинации. Знаем, что со стороны людей, кому рекомендуется поставить прививки, были вопросы. Но здесь департамент здравоохранения также ведет разъяснительную работу. Появятся нежелающие — будем разговаривать и разъяснять.
— Также высказывали опасение, что частные стада не будут привиты.
— Ямал — единственный регион, где более 80% — частное поголовье. В сельхозпредприятиях сосредоточено только 17,7% или 130 тысяч голов. Для нас нет разницы, чей олень, мы руководствуемся безопасностью. Будем прививать всех.
— Откуда начнете вакцинацию?
— Для определения местоположения стад используются проводники из числа КМНС, хорошо знающие тундру и маршруты касланий. Исходя из локализации стад, определены места вакцинации. Начнем с южных районов и будем постепенно двигаться на Север.
— Передвижение только вертолетом?
— Не только, будет использовать наземный и водный транспорт тоже. В каждом районе своя специфика. В Тазовском определено 44 места вакцинации, по каждому месту определены сроки. В Ямальском районе летаем в каждое стадо. Например, в первые три дня планируем забросить прививочные бригады и переносные корали в 19 стад. Завершив работу там, они дальше будут перемещаться на север. Порядка 6 таких перебросок по району планируется. Приуральский район рассчитываем накрыть наземным транспортом. Все маршруты касланий пересекают две технологические дороги Бованенково-Ухта и Бованенково-Обская, вдоль них расположены 8 коралей. Все оленьи стада пройдут через эти корали.
Надымский, Шурышкарский и Пуровский районы поголовье сосредоточено в стадах сельхозпредприятий. Вакцинация будет проводится силами сельхозпредприятий на их коралях. В Красноселькупском районе всего 16 стойбищ, доставка специалистов будет осуществляться водным транспортом по реке Таз. В трех стойбищах вблизи Красноселькупа олени уже привиты.
Вообще, говоря о предстоящей кампании, важно понимать специфику. В тундре нет дорог. Просто так с мобильника не позвонишь, по телефону не поболтаешь. Тундра летом непроходима для любого вида транспорта и для человека, ногами от стада до стада не дойдешь. Протяженность только одного Ямальского района с севера на юг — 800 км, а его площадь — это 60 площадей Москвы или площадь соседнего субъекта — юга Тюменской области.
— Правда ли, что оленеводы без прививок не смогут продать мясо?
— Минсельхозом предписывается обязательная вакцинация животных в районах с неблагополучной ситуацией. Более 80% регионов, включая Ямал, относятся к такому району. Без прививки животные могут быть не допущены на убойные комплексы, так как это связано с безопасностью жизни людей. Оленеводы не смогут продать панты и рога, у них их просто не купят, а если и купят, то не смогут вывезти за пределы региона.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!