Кудрин и Медведев упали, людоедство прекратилось, Собянин не угроза
Эксперты фонда «Петербургская политика» проанализировали выступления ведущих политиков и общественных деятелей и выяснили, какие предложения по изменению госуправления, экономике и социальной жизни были наиболее актуальны этой весной. В своем докладе «Повестка изменений: обзор самых заметных инициатив российских политиков» аналитики охватывают период с начала весны до Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который прошел в Северной столице с 1 по 3 июня.
Главный тренд этой весны — снижение ожиданий от появления общей повестки изменений, заявляют эксперты.
К этому привело несколько обстоятельств.
Во-первых, развеялись надежды вокруг анонсируемого плана экономического развития от ЦСР: «Если для осени и зимы была характерна атмосфера предвкушения появления единой стратегии в рамках „плана Кудрина“, который планировалось представить в мае, то по мере приближения к часу икс такие ожидания постепенно снижались, а сама программа так и не стала достоянием гласности и предметом публичной дискуссии», — описывает настроения президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Во-вторых, инертность правительства, чья программа воспринималась номинально, в том числе из-за политического ослабления кабмина. Этому «помогла» кампания по дискредитации премьера Дмитрия Медведева, считают аналитики. В то же время экономические форумы (весной прошли Красноярский, Ялтинский и Петербургский форумы) стали не точками сборки и оценки предлагаемых изменений, а площадками для демонстрации своих наработок.
В-третьих, весной в автономном режиме формировалась повестка президентской кампании. При этом некоторые утечки (по плану повышения явки или вовлечения молодого электората) носили, по словам аналитиков, в глазах чиновников слишком «теоретизированный характер».
Что примечательно, оппозиция почти перестала формировать «повестку изменений». Парламентские партии весной отдали силы на внутренние процессы, выяснили эксперты.
«Информационные поводы чаще касались организационной, а не содержательной стороны работы в Думе и подготовки к будущей президентской кампании», — поясняет Виноградов. По мнению авторов доклада, внепарламентская оппозиция либо комментировала текущие процессы («антикоррупционные расследования») и не предлагала механизмы исправления существующих реалий, либо (как и парламентская оппозиция) переносила акцент на подготовку к президентским выборам, предлагая провести свои «демократические» праймериз.
Весной повестка плотно насыщалась несколькими темами. Молодежная политика вышла в топы после митингов 26 марта, отмечают эксперты. Из-за того, что она наложилась на полемику о протестах, перемешались молодежная и детская повестки — что молодежь может воспринять как отказ политиков в признании их «взрослости». Здесь драйверами стали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (предложила ужесточить ответственность за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия), председатель комитета по конституционному законодательству и государственному устройству Павел Крашенинников (заявил, что надо осторожно подходить к теме возможного запрета на участие несовершеннолетних в протестных акциях, подчеркнув, что «запретами все не урегулируешь») и сенатор Андрей Клишас (назвал недопустимым отчисление студентов из вузов за их гражданскую позицию и участие в митингах).
Московская реновация быстро вышла из-под контроля и стала синонимом страха «перед неожиданными шагами властей», считают эксперты. Они также отмечают, что попытки спроецировать повестки на регионы потерпели фиаско: «это не вызвало у жителей ни особых ожиданий (в силу слабой веры в наличие достаточных ресурсов и мотивации для „всероссийской реновации“), ни серьезных тревог». По этой теме больше всех отличились лидер КПРФ Геннадий Зюганов (предложил снести пятиэтажки по всей России), губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко (заявил о готовности использовать опыт Москвы в реновации хрущевок), вице-спикер Госдумы Ирина Яровая (предложила не сейсмоукреплять старые дома на Дальнем Востоке, а строить новые) и вице-премьер Дмитрий Козак (заявил об отсутствии планов побуждать регионы РФ к программе реновации).
Драйверами социальных тем стали губернаторы. Интерес к этой теме растет с приближением региональных выборов. Самые популярные темы в этой нише — поддержка родителей (материнские капиталы) и помощь старшему поколению. Например, врио губернатора Пермского края Максим Решетников запомнился предложением транслировать в сельскую местность современные медицинские технологии,
Другая популярная тема весны — отношения Центра и регионов. «Здесь объективно накопился объем противоречий, вследствие чего местные элиты тестировали возможность внесения корректив (как правило, с помощью весьма размытых инициатив общего характера), что не вызывало ни негатива, ни значительного интереса со стороны федеральных чиновников», — отмечает Михаил Виноградов.
И последняя тема, которая вышла в топ, — регулирование правоохранительных органов. Эксперты отметили большое количество разнонаправленных инициатив — от расширения полномочий до защиты прав граждан и бизнеса от возможного произвола. Популярность этой темы эксперты связывают с ростом «политического и административного веса силовых структур», который выразился в аресте двух губернаторов.
Идеологическая составляющая весенних инициатив уменьшилась, заявляют авторы доклада. Это еще один тренд сезона.
Эксперты зафиксировали снижение охранительной и реакционной риторики. В основном она чувствовалась в темах молодежной политики и регулирования Рунета. Здесь риторика тоже смягчилась из-за стремления чиновников говорить о российском Интернет-законодательстве, как о более открытом, чем на Украине. Напомним, президент Украины Петр Порошенко 15 мая подписал указ о блокировке российских поисковиков и социальных сетей на территории своей страны. Самым яркими стали высказывание Владимира Путина на медиафоруме ОНФ о том, что имеющихся в России ограничений Интернета пока достаточно, главы Ростеха Сергея Чемезова, который назвал сроки вступления в силу «пакета Яровой» «нереальными», и руководителя ФАС Игоря Артемьева, который сообщил о разработке мер по замедлению скорости доступа к сайтам-нарушителям.
Также эксперты зафиксировали невысокую интенсивность межведомственных информационных войн. Споры, если и возникали, то по содержательным вопросам, указывает Виноградов и приводит пример: «В молодежной политике росла напряженность между идеями введения различного рода ограничений для молодых людей и планами АП предложить некую „молодежную повестку“ в ходе избирательной кампании-2018».
Летом 2017 года будет расти стремление попасть в повестку дня через присоединение к спонтанным темам, вызывающим повышенный общественный резонанс (по примеру молодежной политики и реновации).
Это приведет к тому, что повестка будущего будет сильно зависеть от текущей конъюнктуры и информационных поводов. Кроме того, спикеры будут стараться быть ярче в ожидании решения кадровых вопросов после президентских выборов 2018 года. Но в то же время им придется избегать сложной риторики и избыточного запроса на изменения, чтобы идти в унисон с руководством страны. Исключение будет сделано для регионалов, считает Виноградов: «Апелляции к необходимости изменений в социальной и региональной политике будут в ближайшее время рассматриваться как наиболее перспективные и в то же время не сопряженные с рисками, поскольку в публичной плоскости первые лица сохраняют внешнюю лояльность социальным лозунгам и не дезавуируют предложения по изменению характера отношений с регионами».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!