Даже «на зоне» в шоке от таких порядков: «Есть навальнята, а есть АУЕ»
На Среднем Урале впервые об арестантско-уркаганском единстве (одна из расшифровок аббревиатуры АУЕ) было заявлено в октябре 2007 года. Тогда воспитанники кировградской колонии по команде «АУЕ» устроили беспорядки и разнесли учреждение. Спустя десять лет АУЕ начали обсуждать депутаты Госдумы, а журналисты пугают родителей разросшимися молодежными ОПГ под одноименными названиями. Вся правда и домыслы об уральском АУЕ — в материале «URA.RU».
После бунта в кировградской колонии об АУЕ на Урале долго не было слышно. За это время воровская идеология активно захватывала умы подрастающего поколения уральцев.
31 августа 2016 года воспитанники рефтинского воспитательного спецучилища по команде «АУЕ» устроили бунт, разгромили столовую, после чего массово бежали. Беспорядки длились на протяжении двух дней. Причиной стало нежелание питаться из общей посуды с «опущенными». Таким образом подростки копировали порядки, существующие на взрослых колониях. Юные преступники не скрывали, что в училище процветает идеология АУЕ.
В сентябре 2016 года поселок Бобровский под Екатеринбургом стал знаменит на всю Россию. Тогда стало известно, что четверо 13-летних парней на протяжении полугода после уроков насиловали 10-летнего.
Позже антигерои этой истории рассказывали, что поставили «жертву» на счетчик из-за сломанной им аудиоколонки. А когда мальчик не смог вернуть долг, с ним стали поступать «как на взрослой колонии — опускать».
В феврале 2017 года стало известно о молодежных группировках, базирующихся на фудкортах торговых центров Екатеринбурга. Молодые люди вели себя агрессивно и находили малейший повод, чтобы группой нападать на своих ровесников и людей старшего возраста. Своих жертв они избивали, отбирали мобильники и ценные вещи. Примечательно, что в соцсетях участники групп подписаны на многочисленные паблики АУЕ во «ВКонтакте».
27 мая в Челябинске подростки, разочарованные отменой фестиваля красок Холи, под крики «АУЕ» закидали красками автомобили полиции, повредив бампер и фару патрульной машины.
Если верить публикациям «Новой газеты», то в Сибири, с центром в Забайкалье, орудуют целые молодежные банды с идеологией АУЕ, которых курируют воры в законе. В школах есть смотрящие, собирающие средства в общак и отсылающие деньги в колонии уголовным авторитетам. В своем расследовании журналисты приходят к выводу, что такие группировки начинают распространяться и в Центральной России.
Между тем еще в пик скандала с муслимовскими, весной 2017-го глава ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин заявлял об отсутствии молодежных группировок в Екатеринбурге. «Проблемы банд я не вижу. Это молодежь», — заявлял Бородин журналистам.
«АУЕ — это игра нынешних молодых. Не более. Я не вижу в нашей молодежи, чтобы они жили по понятиям. Никто из них не стремится в тюрьму. Сейчас не то время. Сидеть очень тяжело. Даже блатные туда не стремятся. Когда я был в Хабаровске, то заметил, что у них там отставание по времени. Ощущение, что по нашему времени там сейчас 80-е годы. А воровские идеи — это и есть отставание», — заявил «URA.RU» глава Фонда Город без наркотиков» Андрей Кабанов.
Зато с воровскими понятиями в детской интерпретации напрямую сталкивались преподаватели Рефтинского спецучилища. «Воспитанники играют в это свое АУЕ, старясь прятаться от нас.
Но это все заметно и порой даже забавно. Например, когда собирают общак, то скидывают туда — помимо сигарет и чая — конфеты и прочие сладости.
Правда, насколько я знаю, общак у них долго не живет. Максимум неделю они что-то пособирают, а потом делят между собой — кому конфетку, а кому сигаретку».
Отметим, что официальное руководство спецучилища отрицает, что среди воспитанников распространена идеология АУЕ. Но об обратном свидетельствуют и освободившиеся воспитанники учреждения («Через систему смотрящих администрации проще руководить детьми», — утверждают они), и секретарь Совета по правам человека при президенте РФ Яна Лантратова (которая говорила о процветании АУЕ в СПТУ Рефтинского еще до массового побега в 2016-м), и даже свердловский детский омбудсмен Игорь Мороков, обычно крайне осторожный в резких формулировках. Последний прямо заявлял, что в учреждении распространились криминальные понятия и якобы благодаря этому теперь уголовные авторитеты контролируют училище, а не официальная администрация.
Опрошенные «URA.RU» представители свердловского преступного мира рассказали, что молодежь всегда обращалась к «старшим товарищам» в затруднительных ситуациях: «Так было и 20 лет назад, так происходит и теперь. С распространением АУЕ в подростковых мозгах понятия гиперболизируются. Теперь, например, они спрашивают: «Можно ли есть помидоры? Ведь они красные! [в колониях красными считаются осужденные сотрудничающие с администрацией. Колонии, полностью контролируемые администрацией, так и называются — красные]». Или отказываются есть краковскую колбасу, потому что она похожа на мужской половой член. Они запросто могут отправить ровесника «в гарем», неверно интерпретировав понятия.
А если серьезно, то нынешнее АУЕ — это вызов обществу. В обществе сегодня раскол. Среди молодежи — такой же раскол. Молодые ищут лагерь, к которому можно примкнуть. Есть навальнята, а есть АУЕ.
И, кстати, старшие товарищи никогда бы не поддержали их бунты, хоть в кировградской колонии, хоть в рефтинском училище».
Примечательно, что в федеральную повестку АУЕ попало в разгар новой кампании по закручиваю гаек в Интернете. Стоит обратить внимание, что в сети «ВКонтакте» насчитывается сотни групп АУЕ, а самые популярные из них имеют сотни тысяч подписчиков.
«Помните, у российских классиков был такой литературный герой — „лишний человек“. Дети, поддерживающие АУЕ, — это сегодняшние лишние люди, — уверена екатеринбургский адвокат Ольга Чантурия. — У них нет будущего, нет социальных лифтов. Они видят представителей „золотой молодежи“ и встают к ним в оппозицию, понимая, что у них никогда не будет столько денег. Но они строят свое будущее сами, так, как предлагает им не государство, а улица. Улица же предлагает АУЕ. У них не будет яхт и дорогих машин, зато всегда будет что съесть и покурить. Они чувствуют, что за их спинами „единство арестантское“, которое покруче „Единой России“. Сегодня за этим явлением никто не стоит, кроме отсутствующей молодежной политики и Интернета».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!