Кремль разделил губернаторов на пятерых инкумбентов и новую элиту
На этой неделе в большинстве регионов завершилось выдвижение кандидатов на участие в губернаторских выборах. Общая картина предстоящих предвыборных кампаний сложилась. В начале года эти выборы вызывали повышенный интерес как последний шанс в полевых условиях обкатать сценарии, которыми предстоит воспользоваться на президентских выборах (или протестировать риски).
В конце прошлого года представители администрации президента обсуждали с региональными вице-губернаторами, курирующими внутреннюю политику субъектов, вопрос повышения явки на выборах президента до 70%. Интерес был не праздный: за несколько месяцев до этого на выборах в Госдуму проголосовало рекордно низкое число избирателей — 47,8%. Считается, что пониженная легитимность Госдумы стала одной из причин смены руководства внутриполитического блока Кремля.
Интерес россиян к президентской кампании планировали повысить в ходе Единого дня голосования-2017, напоминает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «Предполагалось, что явка будет повышаться за счет представления кандидатов, определения доверенных лиц, участия основных кандидатов в дебатах. Словом, за счет публичной политической кампании».
Среди сценариев значились: «яркий оппозиционер», проведение регионального референдума одновременно с выборами и «сплачивающая угроза». Но уже в конце апреля губернаторские выборы перестали рассматривать, как площадку для обкатывания описанных «президентских» сценариев.
Абзалов говорит, что губернаторов освободили от обязанности повышать явку на своих кампаниях:
«Новая установка — регионы могут творить у себя на территориях, что они хотят.
Соответственно, могут мешать проходить муниципальный фильтр конкурентам либо сушить выборы».
Вариант с участием «яркого оппозиционера» заменен везде, где он рассматривался, на иной: против провластного кандидата выдвигается максимально возможная группа кандидатов от парламентских партий и кто-то от партий поэкзотичнее. В Севастополе свои кандидатуры не заявили ни глава местного законодательного собрания Алексей Чалый, ни бизнесмен Олег Николаев. Сценарий могли поменять из-за специфики региона. Политтехнолог Дмитрий Гусев объясняет, что Севастополь — зона турбулентности, там «политика построена на украинских правилах, люди не привыкли договариваться». Руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов указывает, что среди конкурентов врио Дмитрия Овсянникова есть «несистемные» кандидаты, которые могли бы завоевать протестные голоса (Вадим Колесниченко и Виктор Резанов).
Так же и в Свердловской области. Против врио губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева «Справедливая Россия» выдвинула не тяжеловеса-депутата Госдумы Александра Буркова, а депутата местного Заксобрания Дмитрия Ионина. Решение уже оценено, как создающее интригу: молодой политик готов биться за высокие результаты, понимая, что от этого зависит его дальнейшая карьера. Оригинальность кампании добавит участие депутата гордумы Екатеринбурга Константина Киселева (выдвинут «Зелеными»).
Сценарий повышения явки за счет проведения региональных референдумов «примеряли» на Новгородскую область. Но в итоге от этого плана отказались. В Новгороде против назначенного во время февральской волны перестановок врио Андрея Никитина выдвинулись представители всех парламентских партий, в том числе депутат Госдумы Антон Морозов (ЛДПР). Это, по мнению политтехнолога Дмитрия Гусева, повышает статус гонки в регионе: «Надеюсь, что это будет не договорной матч, но в любом случае участие депутатов Госдумы повышает вес кампании». Впрочем, эксперт уверен, что Никитин «справится» с противниками. Политолог Дмитрий Орлов также считает, что деятельность оппозиционных кандидатов в регионе не несет серьезных рисков для главного кандидата.
Сценарий «внешней угрозы» предполагалось проверить на выборах в Калининградской области. В регионе хотели мобилизовать избирателей вокруг сплачивающих тем экономического развития региона и патриотизма. Но, как рассказал «URA.RU» местный политтехнолог Алексей Высоцкий, никакой интриги не будет, потому что калининградцы «утомлены от выборов». Это будет уже третья кампания за последние три года, причем вторая губернаторская (2015 год). Калининградцы шутят: «Вы не поверите, мы снова голосуем». А оппозиционные кандидаты после неудач на предыдущих выборах губернатора, в Заксобрание и Госдуму «пытаются сохранить лицо» и на этот раз даже не выдвинули свои кандидатуры, описывает ситуацию в регионе политтехнолог. Рейтинг 30-летнего врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова достаточно высокий, объясняет Высоцкий: «В целом никаких скандалов, проблем врио не создал. Даже если бы он не выпустил ни одной листовки, он бы все равно в эти выборы победил».
Вместо проверки сценариев, обсуждавшихся весной, губернаторские кампании стали площадкой для демонстрации другого тренда.
Из 16 кандидатов, поддержанных федеральными властями, только пятеро — инкумбенты, остальные — новички. И сами выборы стали не столько технологическим экспериментом, сколько частью работы по настоящему обновлению элиты, появлению в политике нового, молодого поколения. Средний возраст 11 новых временно исполняющих обязанности губернаторов — 44 года. Это в основном заместители федеральных министров, руководители агентств и региональных министерств, зарекомендовавшие себя как технократичные управленцы с наиболее современными и эффективными подходами в работе.
Отдельной новеллой стала усиленная антикоррупционная направленность кандидатов. Врио ярославского губернатора Дмитрий Миронов ранее руководил соответствующим подразделением МВД России, врио губернатора Кировской области Игорь Васильев был аудитором Счетной палаты.
Эксперимент по ротации элиты можно считать успешным, что доказывает, например, положение 37-летнего врио Пермского края Максима Решетникова. Как рассказали агентству политтехнологи, которые работают в регионе, — Решетникову удалось найти общий язык с местными элитами, а достойных по весу конкурентов попросту нет. Политолог Дмитрий Орлов в своем докладе о конкуренции на предстоящих выборах отмечает, что «многие кандидаты от оппозиции будут испытывать трудности даже с мобилизацией базового электората своих партий». Во всех основных рейтингах региональных лидеров («Петербургская политика», АПЭК) Решетников стабильно растет из месяца в месяц.
В разговоре с «URA.RU» Орлов объяснил, что развертывание кампаний и электоральная мобилизация в большинстве регионах на данном этапе происходят вполне адекватно.
«Неконфликтный без агрессии ход кампании тем не менее сопровождается интенсивным ростом рейтингов, артикулированием позиции кандидатов оппозиционных партий, серьезными мобилизационными мероприятиями. Кампании ведутся абсолютно нормально», — заметил политолог.
Дмитрий Абзалов резюмирует, что федеральный центр, выбирая между «яркой публичной кампанией» и стабильностью в регионах, которые испытывают в том числе и финансовые сложности, принял решение в пользу более мягкого подхода.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!