«Фоткай нормально. Праздник на 3 $ млрд, память на всю жизнь»
Шесть лет российские власти претендуют на международную выставку Экспо. Жителям Екатеринбурга, где ее предлагают провести, это мероприятие представляют Олимпиадой в сфере национальных достижений, импульсом к резкому росту, соблазняют наследием прежних выставок — как правило, Эйфелевой башней. Но чем на самом деле является Экспо, которая ни разу не проводилась в России, мало кто понимает. Шеф-редактор «URA.RU» Иван Некрасов съездил в Астану, где открылась Экспо-2017, и у него появилось больше аргументов как за, так и против выставки. Читайте и прикидывайте, что может ждать нашу страну.
Надо сразу оговориться. Существуют универсальные выставки Экспо (на нее претендует Екатеринбург), проходящие раз в пять лет и охватывающие все достижения стран. А существуют малые, специализированные — посвященные определенным темам. Вторая открылась в Казахстане и называется «Энергия будущего». Это как сочинение на заданную тему: более ста стран рассказывают, как производят и тратят энергию.
Например, Германия представила лазерное шоу: гости прикладывают к огромной «плазме» ладони, которые якобы заряжают огненный шар. Испания пошла по легкому пути: проекторы в ее павильоне транслируют виды ветряков, солнечных панелей, местных флоры и фауны. «Если мы не будем заботиться о природе, мы умрем», — говорит на русском (второй официальный язык в Казахстане и крайне распространенный на выставке) заключительный слайд. Отдельный павильон есть у Ватикана — тут в формате планетария, высвечивая на потолок Бога, рассказывают, как 13,8 миллиарда лет назад из повеления «да будет» появился свет.
«Мы — это энергия», — заявляет Великобритания, представляя графен — легкий и проводимый материал, за который в 2010 году двум ученым дали Нобелевскую премию. Один из них, Сергей Новоселов, из Нижнего Тагила. Он, как и его соратник Андрей Гейм, не работает в России.
Российский павильон — третий по размерам и второй по посещаемости. Во многом из-за любви основных гостей выставки, казахов. Когда я разглядывал карту городов «Росатома», рядом отец-казах учил своих сыновей:
«Россия — самая большая страна: около Санкт-Петербурга начинается Европа, а с Владивостока уже видно Америку».
Больше размеров страны впечатляет четырехметровая ледяная глыба — прямиком из Арктики. Она иллюстрирует возможности российского ледокола будущего «Лидер», который сможет пробивать такую льдину. Ночью глыбу подмораживают, говорит пиарщик павильона Полина Чаркина из компании «Формика» (создает не только презентацию России на Экспо, но и выставку «Иннопром» в Екатеринбурге).
Еще в павильоне много мультимедийных экранов и движущихся макетов кораблей. Глаз режет только стенд «Уралкалия» и «Уралхима», которые преступно неуклюже пытаются притянуть свою презентацию к основной теме: «Мы берем энергию земли и перерабатываем ее в энергию роста растений».
Стоимость павильона пиарщица не раскрывает. А на вопрос, какую пользу принесут эти вложения, отвечает обтекаемо: «Завязываются контакты. Периодически спрашивают о подписании договоров» (речь о крупной промышленности и госкорпорациях).
Екатеринбург это уже проходил: на упомянутой промышленной выставке «Иннопром» уральцы постоянно пеняют на стенды с едой и народными промыслами. Представляю, как бы они взорвались, погуляв по Экспо. В павильоне Арабских Эмиратов нет ничего, кроме экранов с видами страны, а на выходе предлагают нарядиться шейхами. Азербайджан предлагает полежать на ковре, пока идет ролик о возможностях страны. В центральной витрине грузинской экспозиции плед из шерсти мериноса под стеклом. «Ручная работа!» — объясняет экспонент-казах.
Вероятно, рассказ о грузинских традициях и культуре мог быть содержательнее, но в каждом павильоне о стране говорят не ее представители, а жители Казахстана. Есть и другая крайность — Сомали представляет танцы чернокожих в леопардовых повязках — и никого не смущает, что ранее на Экспо впервые были продемонстрированы телефон, компьютер IBM и Эйфелева башня. Представитель Международного бюро выставок Кевин, которого я нашел в музее Экспо, объясняет:
выставка задумывалась как срез достижений стран (в том числе культурных). Но сегодня она является способом улучшить национальный имидж государств.
Павильон Казахстана — «Сияющий мир» — точно про это. Он сам по себе экспонат — самое большое здание-сфера в мире (диаметр — 80 метров), стеклянные стены которого не пропускают звук и удерживают постоянную температуру внутри. Каждый этаж выставки демонстрирует определенный вид энергии (после Экспо из шара сделают музей): солнца, ветра, воды, биомассы и так далее. На первом этаже — презентация истории Казахстана, непременно с выступлением президента Нурсултана Назарбаева в ООН. А на последнем — пожалуй, главный идеологический момент выставки — длинный мостик из прозрачного стекла, открывающего вид на 70-метровую пропасть. Доверяешь казахстанским строителям и технологиям — тогда пройдешь без дрожи в коленках.
После прогулки по шару назвать Казахстан аграрной слаборазвитой страной без оговорок уже не получается. Правда, не все на этот имидж работают. Например, при входе в футуристичный лифт павильона Казахстана вас окрикнет волонтер: «Внутри ничего не нажимать».
Более дружелюбны бизнесмены, которые зарабатывают на выставке. Хозяин бургерной на улочке Экспо-городка говорит, что выручил в пятницу 820 тысяч тенге (151 тысяча рублей). «И так будет до 10 сентября [дня закрытия выставки]. Потом на выручку открою тут кафе», — делится планами предприниматель, еще недавно студент. Он верит, что Экспо-городок станет новым центром Астаны: помещения передадут под бизнес-центр, а вокруг уже строится дорогое жилье. Я привожу пример Экспо-центра на окраине Брюсселя — спустя 50 лет после выставки там совершенно нечем заняться, кроме фото с «Атомиумом», главным павильоном в виде нескольких атомов. Бизнесмен парирует, что в Астане до Экспо смотреть толком было нечего, а выставка — это шанс для Казахстана заявить миру о себе, поэтому ее не забросят.
Сама Астана пережила стремительное развитие в конце 90-х, когда стала столицей Казахстана. Город и до Экспо называли Дубаем за ровные дороги и здания, которые вырастают быстрее, чем там появляются жильцы. «Здесь еще десять лет назад была степь», — хором говорят местные жители почти про весь город, не только про Экспо-городок. Такое же единодушное мнение о выставке, как о шансе не построить новый город (тут и так все новое), а открыть миру то, что есть.
Любой таксист в Астане вам гордо скажет, что The New York Times внесла его город в Топ-50 мест для посещения. «Назарбаев в выставку три миллиарда долларов вбухал [действительно, таковы официальные данные].
Зачем? Чтобы о Казахстане узнали. Это ваш президент вернул России былое влияние. А Назарбаев относится к Конституции, как к памперсу — ссать он хотел на нее.
Недавно вся страна поднялась против передачи в аренду земель Китаю — закон отложили, — говорит водитель «Гранты», который сам признается, что напоминает таксиста из фильма «Брат» («страна козлов и баранов»). — А Экспо — это нормально, кругами тут езжу, вожу иностранцев». При этом надо отметить, что подавляющее число иностранцев — россияне.
Отдельный разговор — культурная программа. В субботу на местном стадионе шоу давали «БИ-2» и «Мумий Тролль», а в воскресенье — 30 Seconds To Mars с Джаредом Лето. Каждый вечер в Экспо-городке — лазерное шоу, праздничное шествие, музыкальные вечера с участием национального оркестра, ежедневно открыта экспозиция музея Романа Абрамовича «Гараж». Отдельный павильон занимает Cirque du Soleil с эксклюзивной программой. И, безусловно, как город-фестиваль (минимум до сентября) Астана привлекает туристов из страны-соседки. Примеров искать не нужно: «СКБ-банк», благодаря которому был написан этот репортаж, ежегодно вывозит журналистов в дружественный тур. В этом году выбирать город долго не пришлось.
Спорить о том, сколько вложено в Экспо и какой эффект она принесет, как это принято в екатеринбургской тусовке пассионариев, можно бесконечно. Но астанинцы понимают особенность момента. Вот вам глас народа: казахская обладательница больших губ позирует своему хахалю у букв EXPO-2017 (они везде по городу) и поучает: «Праздник на три миллиарда, это память на всю жизнь. Фоткай нормально!».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!