Возвращение легенды: Россель начал объезд Свердловской области
Кандидат в губернаторы Свердловской области Евгений Куйвашев пустил в ход главное орудие своей агитации — Эдуарда Росселя. Первый глава региона вспомнил свои собственные поездки двадцатилетней давности и отправился в турне по Среднему Уралу. Агитирует, ностальгирует, ругает Антона Бакова, интригует и немного пугает перспективами Третьей мировой. Начал с Серова, где 10 сентября еще и выборы местной думы. Город считается проблемным: здесь конфликтуют все со всеми, да так громко, что слышно даже в Екатеринбурге, где не любят новости с территорий.
Сам Евгений Куйвашев приезжал в Серов в конце мая. Провел митинг — поздравил школьников с окончанием учебного года, встретился с местными кандидатами в депутаты от «ЕР» и, самое главное, пообщался с населением на встрече в рамках праймериз. На все про все ушло около четырех часов. Восьмидесятилетний Эдуард Россель потратил на город почти шесть часов: начал с того, что пешком обошел пару заводов.
— Первый раз я тут был еще в 1995-м с молодым Никитиным (Александром, предыдущим гендиректором предприятия — прим.ред.), потом, в 2005-м… — ударился сенатор в ностальгию, заходя в ворота Серовского механического завода.
— Да, все прям как на первых выборах, — поддержал его друг и соратник, экс-глава администрации губернатора Александр Левин.
— Тогда народ митинговал — зарплату не получали. Помню, там женщина была, я ей тогда сказал: денег на еду нет, а губы-то накрасила — молодец! — продолжил воспоминания Эдуард Россель.
От ностальгии перешел сразу к делу — начал задавать вопросы, вникать, что изменилось за эти годы, и обсуждать реконструкцию предприятия. «Прям как инженер говорит. Вопросы еще задает такие умные», — зашепталась свита. Между делом похвалил импортное оборудование: «О, немецкое. Немцы умеют делать». Но тут же напомнил про необходимость импортозамещения: «Мы и сами все это можем производить. Надо только задачу поставить. У нас ведь как: пока задача не поставлена, ничего и не делается, потому что спрашивать не с кого. Тут, я понимаю, электроники много — надо задачу НПО автоматики поставить», — рассуждал сенатор.
После осмотра производственных площадей Эдуард Россель заглянул в заводской музей и снова ударился в ностальгию. Поводов нашлось сразу два.
«У меня такой же патефон был. Пумпянский выпросил — он благотворительный аукцион проводил в поддержку женщин, и я отдал. Знаете, сколько выручил? 45 тысяч долларов!
Купил сын директора Новоуральского электрохимкомбината. Я ему еще и пластинки подарил все — Утесова теперь слушает», — рассказал сенатор, увидев в экспозиции патефон военных лет.
Со вторым поводом получилось чуть сложнее. «Уральские франки. Набор у вас неполный. Надо Евгения Владимировича (Куйвашева — прим.ред.) попросить — у него полный есть. У меня не было, он мне один подарил, и у него еще оставался. Да, напугали мы их тогда всех деньгами этими. Смех смехом, а Гайдар (Егор, бывший министр финансов РФ — прим.ред.) Антону Бакову тогда подписал разрешение, почему он и печатал эти деньги. Без его разрешения пермская фабрика не брала заказ», — начал вспоминать Эдуард Россель.
То, что сенатор вообще решился говорить об истории объявления о создании Уральской республики и печатанья франков — само по себе событие. До сих пор все это считалось крамолой, о которой не то чтобы нельзя, но негласно не принято было вспоминать. Когда, к примеру, года три назад губернатор Евгений Куйвашев предложил подумать над экономическим объединением регионов в агломерацию «Большой Урал», кураторы снова вздрогнули, усмотрели в этом определенную тенденцию и тему пришлось сворачивать.
Уральские франки, кстати, как символ локального патриотизма пользуются умеренным спросом среди уральских нумизматов, цена за комплект от 1500 до 2000 рублей.
Как и Евгений Куйвашев в мае, Эдуард Россель тоже встретился с «лучшими людьми города» — членами неформального городского объединения «За будущее Серова», объединившего всех кандидатов в депутаты местной гордумы от «Единой России». Кстати, с довольно прогрессивной стратегией. Как рассказали сенатору на собрании, в настоящее время они собирают предложения от населения по благоустройству во дворах. «Все эти предложения будут собраны в программу „Комфортный город“», — рассказали кандидаты. «Молодцы, скамейку бабушкам во дворе поставите — весь город знать будет», — похвалил гость.
Если на встрече с Евгением Куйвашевым члены «За будущее Серова» в основном просили денег на строительство то стадиона, то художественной школы, при разговоре с Эдуардом Росселем в основном жаловались на хулиганов. Пару недель назад конкурирующее объединение «альтернативных кандидатов» во главе с экс-мэром Серова, депутатом Заксобрания Владимиром Анисимовым учудило: совершили налет на местный склад агитпродукции «ЕР» и уничтожили большую часть листовок и газет в бетономешалке.
«Люди, которые выдвинулись альтернативно, — это политические авантюристы. Человек, который дает обещания, должен понимать, какими ресурсами располагает, как их будет выполнять. А тут люди просто дают обещания — это на грани обмана избирателей. Нам принципиально услышать вашу оценку: вот есть кандидаты от „Единой России“, а им выставляют какую-то „альтернативу“», — сетовали единоросы.
«Давайте сравним. Когда я был губернатором, у нас бюджет был 19 миллиардов рублей. А сейчас — 180 миллиардов. Вы можете представить, в каком положении я находился? У меня таких альтернативщиков было полно, и каждый обещал выплатить всем немедленно зарплаты, построить завтра садики, аэродром. Сегодня ситуация другая. Не бойтесь альтернативщиков: работайте, выступайте. Вы «Единая Россия» — лидирующая партия.
Сегодня ситуация в стране настолько серьезная, что вы до конца глубины даже не ощущаете этого дела. На нас США всякие ограничения накладывают, и те очень болезненные — этого нельзя скрывать. Мы должны объединиться вокруг Владимира Владимировича Путина, у него давно уже нет личной жизни — вся нервная система идет только на то, чтобы решать вопросы, стоящие перед нами», — разразился в ответ зажигательной речью Эдуард Россель. Напомнил, что американцы проводят в это время учения на Дальнем Востоке и явно собираются однажды напасть. А в конце согласился и просто поддержать морально: «Вас тут 40 человек в совете — считайте, что со мной теперь — 41».
И снова ударился в воспоминания: ругал Антона Бакова за то, что тот едва не развалил Серовский металлургический завод.
«Я тогда к Андрею Козицыну обратился, сказал: давай выгоним этого деятеля. Благодарен до конца жизни тебе буду», — поделился гость
и несколько раз напомнил, что во времена своего губернаторства «раз в полгода объезжал всю область, в Серове был раз двадцать».
Все то же самое затем Эдуард Россель повторил и на встрече с общественностью в актовом зале местного Дворца культуры, куда собралось человек четыреста. И про мировой империализм, и про необходимость объединиться вокруг Владимира Путина, повторно отругал Антона Бакова и повторил свои заверения в вечной дружбе в адрес Андрея Козицына. Хвалил Евгения Куйвашева и его программу «Пятилетка развития», сетовал, что губернатору тяжело — денег и полномочий не хватает, а отвечать перед президентом за все приходится.
Намекал, что продолжает тайно советовать, как управлять областью: «Мне повезло — мы с Евгением Куйвашевым эти пять лет отработали душа в душу. Это человек, который советуется со мной. Я ему подсказываю: здесь так-то надо поступить, здесь — так-то, там — у него своя позиция, мы ее обсуждаем». С учетом, что при этом агитировал голосовать в сентябре за действующего главу региона, стратегия выигрышная: Эдуард Россель все еще популярен в области.
На встрече с населением Эдуард Россель вообще разошелся, заставляя всех вспомнить лучшие годы своего губернаторства и, как всегда, поражал готовностью отвечать на неожиданные вопросы, поступающие из зала.
Россель старался доказать, что как минимум в качестве сенатора он, вопреки слухам, будет полезен еще долго. Излучал силу и уверенность и даже, кажется, помолодел лет на 20. Увлекся так, что даже не хотел останавливаться. «Может, вы уже присядете хотя бы?» — обеспокоенно прозвучало из зала от организаторов, когда прошел час и начали заканчиваться вопросы, а сенатор все еще был бодр. «Зачем? Я не устал, я могу часами стоять!» — ответил тот и народу, и врагам разом.
И продолжил: пообещал «выполнить последнюю волю Бориса Ельцина» — построить все-таки в области Центр тенниса, немного неполиткорректно заявил, что «лишь 2% мужчин способны зачать здорового ребенка» и призвал всех немедленно идти в построенные им в свое время «центры мужского здоровья».
Заминка лишь произошла, когда ему все-таки внепланово задали вопрос, почему у врачей все еще маленькие зарплаты. «Я не понимаю, в чем вопрос: подняли — и очень серьезно! И медикам, и судьям, и преподавателям. Может, это частный какой случай имеется ввиду?» — удивился Эдуард Россель. «Да-да, это, наверное, частный случай. И вообще это не про врачей — это про средний медперсонал, наверное. У тех большой разрыв с врачами сегодня, которые по 60 тысяч получают при работе на две ставки и прочих приработках», — пришла тут же на выручку глава городского округа Елена Бердникова.
Прежде чем организаторы смогли все же завершить поток вопросов, Эдуард Россель все же озвучил свою главную мысль. Когда в начале кампании команда главы региона выдала лозунг, что «Свердловская область достойна занять 3-е место среди регионов страны», многие на Среднем Урале восприняли это с обидой, считая, что еще совсем недавно и так там были, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Сенатор все объяснил: «В Союзе мы были на 5-м месте, сейчас — на 4-м. В России 85 субъектов и 4-е место — это неплохо. Но Евгений Владимирович ставит вопрос о переходе на 3-е, и это сильно. Потенциал у нас есть — мы можем претендовать на 2-е. Мы от Санкт-Петербурга ведь совсем немножко отстаем. Когда меня спрашивают, на что способна Свердловская область, я отвечаю лишь, что область может в два, в три раза больше делать, чем производит сейчас. У нас для этого все есть».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!