Кто такой полковник Шек и сможет ли он сломать систему пыток на зонах?
В свердловском ГУФСИН, как предсказывало «URA.RU» — большие кадровые перемены: Сергей Патронов, руководивший учреждениями ФСИН Свердловской области в статусе врио начальника, покинул Урал, уехав домой, в Калугу, где тут же вышел на пенсию (9 сентября ему исполнилось 60 лет.) На его месте сегодня — первый заместитель начальника областного ГУФСИН, полковник внутренней службы Александр Шек. По информации инсайдеров агентства, не исключено, что именно он будет утвержден в этой должности. Чего ждать постояльцам свердловских тюрем от полковника Шека, и что надо сделать ему, что войти в историю?
Кто такой полковник Шек?
Согласно информации на сайте ГУФСИН по Свердловской области, полковник внутренней службы Александр Васильевич Шек родом из Тавды. Окончив Барнаульскую школу милиции, он вернулся на родину и «прошел путь от начальника отряда до первого заместителя начальника ГУФСИН».
Как стало известно «URA.RU», карьеру в структуре ФСИН Шек сделал в родной Тавде, где дорос до начальника ИК-26, после чего был переведен в Нижний Тагил, в ИК-12. Это очень большее учреждение, руководство которым позволило Шеку три года назад перевестись в Екатеринбург, в региональное управление ФСИН — уже на уровень первого заместителя начальника.
В каком состоянии Шек получил систему учреждений свердловского ГУФСИН?
Согласно официальным данным, ГУФСИН по Свердловской области демонстрирует в последнее время хорошие показатели. «При Патронове значительно обновился коллектив, производство выросло на 150%, — рассказал „URA.RU“ руководитель пресс-службы ведомства Александр Левченко. — Снизилась преступность, суициды, выросли другие показатели».
Пресс-служба подкрепляет заявление цифрами о перевыполнении планов: товарной продукции за последние шесть месяцев отпущено почти 800 миллионов рублей (при плане в 504,5 млн). «При Патронове мы получили огромный заказ от Уралвагонзавода, реанимировав сотрудничество с ним: в ИК-12 и ИК-13 изготавливаем торцевые стенки и другие детали для ж/д вагонов», — сообщает пресс-атташе ГУФСИН, отмечая при этом, что реальная прибыль от этого сотрудничества превысила плановую аж в 4,5 раза — прибыль (92 млн руб. против 20,2 млн).
Цифры относительно самих заключенных, казалось бы, тоже внушают оптимизм, например, смертность среди зеков снизилась на 10%: 97 человек против 107 за шесть месяцев 2016 года — это на 29 тысяч осужденных по всей Свердловской области (для сравнения, в одном Тавдинском городском округе за это время скончалось около 1000 человек). Снизилось и количество случаев суицида (с 5 до 4) — в пересчете на общее число заключенных, этот показатель, как заявляется — в сотни раз меньше общероссийского (вне системы ФСИН).
По УДО (либо в связи со смягчением наказания) за первые полгода 2017-го на волю вышло 1996 человек (за шесть месяцев 2016 — 1685). «Из-за тяжелой болезни досрочно освобожден 31 человек (за первые полгода 2016 — 15 человек)», — сообщает Левченко, отмечая, что незаконных досрочных освобождений допущено не было.
Есть в отчетах и тема борьбы с коррупцией. «Мы вскрываем махинаторов и недостойных руководителей», — говорит представитель ведомства.
Он апеллируя к приговорам, вынесенным в 2017 года в отношении сотрудника и замначальника колонии строго режима №10 в Екатеринбурге по взяткам, а также к истории экс-начальника невьянской колонии №46 Чикина, который забил до смерти заключенного и был осужден в марте 2017-го вместе своим замом и еще двумя сотрудниками. «Все это — при Патронове», — замечает пресс-секретарь ГУФСИН.
Чего ждут от нового руководителя ГУФСИН?
По мнению независимых экспертов, все далеко не так радужно — ушедший в отставку руководитель не сумел решить главные проблемы. «Новому начальнику придется столкнуться с негативным мнением общества о свердловских тюрьмах, — уверен правозащитник, бывший член региональной Общественной наблюдательной комиссии Василий Рыбаков. — Главное, что ему предстоит — большая работа с общественностью. Прежний руководитель с ней не справился: по открытости ГУФСИН, по соблюдению прав человека у Патронова был полный провал: он не смог создать общественный совет, наладить работу с Общественной наблюдательной комиссией».
В качестве примера общественник приводит историю с ИК-5 Нижнего Тагила. «Если мы слышим безумное количество историй про эту колонию, то надо просто прислушаться к этому и принять определенные меры: произвести кадровые перестановки, разобраться с теми замами, к которым наибольшее количество претензий, — поясняет Рыбаков. — Если Шеку удастся это сделать — честь ему будет и хвала».
Главное же, чего, по мнению общественника, будут ожидать от нового начальника — изменений в самих учреждениях. «Хочется надеяться, что исчезнет система пыток, которые фиксируются, исчезнут проблемы с соблюдением прав заключенных, — говорит Рыбаков. — Да, ситуация непростая, она складывалась годами, но ее можно изменить, организовав работу с общественниками, которые указывают на проблемы, и со службой собственной безопасности».
Однако у экспертов есть веские сомнения в том, что новый руководитель возьмет курс на прогрессивные изменения. «Уже восемь лет я взаимодействую с ГУФСИН — у них ничего за это время не изменилось, как бы ни менялись руководители, — говорит юрист, член ОНК предыдущего состава Дмитрий Рожин. — Прежде всего, нужны кадровые изменения.
Нельзя исключать и провокации от самих осужденных, но проблемы все-таки в сотрудниках колоний. А когда у нас руководители исправительных учреждений регулярно подпадают под уголовные статьи по обвинению во взяточничестве и избиениях — о чем говорить?».
По словам Рожина, он ожидал, что Патронов (который считался руководителем с жестким стилем управления) приведет свою команду и начнет менять руководителей исправительных учреждений на местах. «Я этого не увидел, — говорит юрист. — Сможет ли это сделать новый начальник — большой вопрос». Мало того, он отмечает, что сигналы общественников о вопиющих нарушениях в колониях по-прежнему воспринимались в ГУФСИН в штыки — вместо этого представители ведомства называют правозащитников лжецами.
«Это хорошо видно по стилю работы пресс-службы ГУФИСН: одни доклады о проведенных праздниках в ИК, а когда возникает какое-то ЧП, они уходят от комментариев — мы видели это и по истории в Невьянске (ИК-46), и по ИК-62, — вспоминает Рожин. — В истории с ИК-5 и экс-вице-мэром Екатеринбурга Виктором Контеевым, который содержался там в привилегированных условиях (с личной сауной — прим. ред.) начальник пресс-службы поливал общественников грязью и продолжал все опровергать, даже когда УСБ все это уже установила, и начальник колонии в итоге получил неполное служебное соответствие».
Станет ли Шек новым начальником ГУФСИН?
Займется ли Александр Шек реформированием свердловского ГУФСИН, пока неясно. Он находится на посту начальника в статуте врио и, по мнению сотрудников ФСИН, не факт, что будет утвержден в этой должности. «Если ему скажут: „Ты будешь начальником“, он начнет рулить, но если скажут: „Ты здесь временно, и ждешь назначенца-варяга“, он будет сидеть и ничего не делать, чтобы не сделать ошибок или каких-то опрометчивых действий», — объясняет источник агентства в ведомстве. При этом вариант с варягом не исключен — как это было с Патроновым.
Однако в главке надеются, что в этот раз Москва все же сделает ставку на местного управленца. Во-первых, начальник управления — это генеральская должность, кандидат на которую должен получить согласование смежных силовых структур (ФСБ, прокуратуры). Но после серии громких скандалов вокруг свердловских зон «смежники» будут более придирчивы к кандидатам из других регионов. Во-вторых, последний опыт (приглашение на Урал начальника из Калуги Патронова) свидетельствует скорее о неэффективности использования варяга-силовика на уральского земле.
В случае, если ставка будет сделана на местного, то шансы есть как у Александра Шека, так и у другого замначальника свердловского ГУФСИН Олега Давиденко, который заменял Патронова во время отстранения того от должности начальника в январе 2017 года. Однако эксперты отмечают, что у Шека шансов стать начальником все-таки больше — учитывая его статус первого зама. Информации о том, к какому решению склоняются во ФСИН России и когда произойдет назначение, пока нет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!