Зачем Комитет министров Совета Европы рассматривает дело Навального?
Ожидается, что сегодня Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) рассмотрит, как российские власти выполняют решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Навальный и Офицеров против России» (так называемое дело «Кировлеса» по которому осужден юрист Алексей Навальный). Последний ждет от КМСЕ признания, что Россия не выполнила решение ЕСПЧ.
В 2016 году Европейский суд посчитал, что действия Навального, ставшие основанием для обвинительного приговора в рамках дела «Кировлеса», нуждаются в дополнительном рассмотрении. В начале 2017 года Верховный суд повторно рассмотрел материалы дела и подтвердил обвинительный приговор в отношении Навального и его партнера Петра Офицерова.
Рассмотрение жалобы Навального получилось довольно быстро, сказал агентству РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский: «У него вообще почему-то в европейских структурах все движется очень быстро, даже быстрее приоритетного порядка. Видимо, из-за какого-то особого отношения». Член Совета Федерации, заместитель председателя комитета по международным делам Андрей Климов также считает, что возвращение комитета министров к делу «Кировлеса» накануне президентской кампании в России не случайно.
«Темпы, с которыми разворачиваются события, наталкивают на мысль, что это как-то связано с российским политическим календарем. Очень печально наблюдать, как люди, которые говорят о демократии, законности и правах человека, пытаются использовать юридические инструменты, чтобы завуалированно вмешиваться в внутренние политические процессы в нашей стране», — рассказал Климов «URA.RU».
Эксперт уверен, что европейские политики хотят сделать из Навального героя, а его дело представить политически мотивированным (наличие судимости не позволяет юристу принять участие в российских выборах, о чем неоднократно говорили представители Центризбиркома, комментируя его поездки по стране и выступления перед россиянами).
Однако, как бы то ни было, решение комитета министров может носить лишь рекомендательный характер, уверяет член Венецианской комиссии Совета Европы Анатолий Ковлер.
Вице-спикер Совета Федерации Ильяс Ухаманов заявил, что сам комитет министров никакого влияния на ЕСПЧ иметь не может. «У него нет никаких судебных функций, поэтому он не может подменять решения ЕСПЧ и уж тем более — решения судебных инстанций России. Решения комитета министров носят лишь рекомендательный, мониторинговый характер», — рассказал Ухаманов «URA.RU».
Адвокат Людмила Айвар привела РАПСИ следующее сравнение: «Они (КМСЕ) могут дать рекомендацию к исполнению, развитию, но повлиять не могут. Это как, если Правительство РФ повлияет на решение Конституционного суда». Она также привела в пример случай из личной практики, когда
два ее доверителя — потерпевших по делу «Норд-Оста» — не могли получить компенсацию из-за ошибки в фамилии, которую допустил ЕСПЧ в документах. «Нам отвечали, что ЕСПЧ не возвращается к пересмотру своих решений, никаких изменений в решение не вносится, оно окончательное», — сказала Айвар.
Андрей Климов утверждает, что Россия традиционно выполняет все решения ЕСПЧ и нет оснований полагать, что в деле «Кировлеса» было сделано исключение. «Мы многократно выполняли все решения ЕСПЧ. Если в каких-то случаях Россия отказывались от выплат компенсаций по решению Европейского суда, то публично озвучивалось официальное разъяснение в этой сфере. Однако здесь же речь идёт явно не о выплатах», — заявил эксперт.
Ухаманов боится, что Комитет министров Совета Европы в случае дела «Кировлеса» может последовать за американцами, которые, обвиняя Россию во вмешательстве в выборы, исходили из формулы «Это так, потому что мы уверены в этом». «Есть риски, что группа стран будет стремиться навязать остальным свое решение именно по подобному сценарию», — рассказал Ухаманов. При этом эксперт считает, что комитет министров — структура достаточно солидная, и надеется, что из-под её пера будут выходить сбалансированные и взвешенные решения.
Напомним, ранее ЕСПЧ пришел к выводу, что во время рассмотрения дела «Кировлеса» было нарушено право на справедливое разбирательство, и присудил компенсацию в размере 56 тыс. евро. Россия выплатила оппозиционеру компенсацию в полном размере.
«Второй раз мы его (решение ЕСПЧ. — прим. „URA.RU“) не будем исполнять. Верховный суд РФ имеет право указать, что дело уже было пересмотрено. Я так скажу: само решение КМСЕ, если оно будет не в пользу России, будет явно политическим. Согласитесь, отвечать на него юридически было бы просто глупо», — заключил адвокат Александр Арутюнов в интервью РАПСИ.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!