В деле о пропавших миллиардах аборигенов Севера всплыл труп
В истории с «ямальской МММ», ОАО «Фонд Ямал», новый поворот. Раскрыта схема, благодаря которой в структуре исчезли деньги, полученные за счет ваучеризации коренного населения автономного округа. От действий аферистов пострадала почти треть ямальских аборигенов. Благодаря им, фонд купил акции «Газпрома» и «Сибнефти», а после ценные бумаги по сделке РЕПО трансформировались в деньги (всего, по разным оценкам, около 13 млрд рублей) и были выведены через фирмы-однодневки и подставные компании.
О следе пропавших денег для «URA.RU» рассказал новый кризисный управляющий компании Далгат Шахвердиев. По его версии, процедура банкротства конечной структуры, в которой исчезли деньги (фирма «Агроактивплюс»), была подстроена. После детального аудита и изучения документов всплыли подозрительные сделки. Историей заинтересовалась полиция.
Среди коренных жителей Севера Фонд Ямал — практически легенда. Она тянется со времен первого губернатора ЯНАО Юрия Неелова. Фонд был создан в 90-е годы. Амбициозный в то время проект предлагал коренным жителям региона вложить в себя ваучеры, обещая высокую доходность в виде дивидендов. По официальным данным, более 10 тысяч аборигенов заинтересовались предложением и вложили свои ценные бумаги в структуру. 10 тысяч — это, к слову, треть всего коренного населения Ямала. В арктическом регионе сегодня проживает порядка 39 тыс. представителей КМНС.
Официальных данных о деятельности Фонда Ямал катастрофически мало. Информацию приходилось собирать по крупицам. Далгат Шахвердиев объясняет — он смог поднять документы только до 2009 года. Отчетность за более ранний период исчезла. Однако и этого хватило для понимания, что как минимум 2 миллиарда рублей были потрачены при необъяснимых обстоятельствах. Известно, что за счет ямальских оленеводов и рыбаков были получены акции «Газпрома» и «Сибнефти» и переданы под управление КУИ «Ямал». Это частная инвестиционная компания, учрежденная ассоциацией «Ямал-потомкам!» для управления вложениями аборигенов. Дальше по крайне сомнительной схеме акции нефтегазовых компаний были выменяны на векселя фирм-однодневок и облигации некой компании под названием «Красный богатырь».
«Происхождение облигаций и векселей было неизвестно. Возможно, речь о тех самых ценных бумагах, что были получены от передачи акций „Газпрома“. Предполагать, что все это — попытка скрыть пропажу средств „Фонда Ямал“ не только можно, но и нужно», — говорит Далгат Шахвердиев.
В итоге цепочка привела к дочерней компании фонда «Агроактивплюс». Именно туда стеклись ценности коренного населения Ямала и якобы были вложены в покупку земли в Подмосковье. Тогда заявлялось, что пропавшие миллиарды ушли на эту сделку. Сейчас Шахвердиев утверждает, что, по данным оценщиков, земля не могла стоить более 100 миллионов. Управляющий предполагает, что стоимость изначально завысили.
Далгат Шахвердиев был назначен судом для анализа ситуации в фонде. Он стал вторым управляющим, занимающимся делом о банкротстве ямальской структуры. После проведенного аудита и анализа документов, собеседник «URA.RU» уверен, что во многих подозрительных сделках замешан его предшественник — первый арбитражный управляющий Евгений Левченко, который также вел банкротство компании «Агроактивплюс».
В документах и отчетах аудиторы нашли несколько странных сделок, проведенных Левченко, которые загнали «Агроактивплюс» в долги. Так, в компании провели межевание земель на 6,2 млн. рублей. Потом фирма купила еще несколько участков по 1,5 миллиона за штуку, грузовик за 900 тысяч и участок теплотрассы в Новосибирске за 20 млн. По мнению управляющего, все это было не нужно — деньги просто размывались.
«Для меня очевидно, что эти сомнительные сделки проводились намеренно в преддверии банкротства. Доля в теплотрассе, купленная за 20 млн рублей, ранее была приобретена у другого банкротного предприятия за 900 тыс. рублей. Понимаете, да, какой коэффициент накручен?» — говорит Шахвердиев.
Все собранные материалы конкурсный управляющий уже передал в суд и в правоохранительные органы с заявлением о подозрениях в преднамеренном банкротстве.
Однако, в конце октября суд отказал в проведении экспертизы по данному вопросу.
«С полицией тоже все непросто. Материал долго циркулировал в треугольнике между Омском, Салехардом, Надымом, и никто не хотел его принимать. В конце концов омский ОБЭП принял к рассмотрению. Если и в ближайшей перспективе не будет принято мер, вопрос будет решаться через прокуратуру», — уверяет Шахвердиев.
Зацепкой для силовиков могут стать 15 миллионов, пропавшие из фонда в 2015 году. Эти деньги должны были быть распределены между акционерами, но, по версии Шахвердиева, управляющий Евгений Левченко этого не сделал. В итоге из Новосибирска пришел иск — якобы фонд закупил еще в 2013 году некое полиграфическое оборудование у физлица и не заплатил. Это физлицо продало долг другому человеку. Тот через суд получил деньги в банке со счетов фонда, хотя не мог знать, где именно и в каком банке хранятся деньги.
«Мы оспорили это решение и выяснилось, что договор покупки оборудования был фиктивным. Суд постановил вернуть в фонд 15 млн рублей. Но, к сожалению, выяснилось, что в сентябре 2016 года (как раз тогда вышло решение суда) взыскатель якобы попал в ДТП и числится погибшим, его позднее установили в числе неопознанных трупов», — комментирует собеседник агентства, отмечая, что до сих пор неизвестно, куда на самом деле делись деньги.
К сожалению, побеседовать непосредственно с Евгением Левченко и узнать его позицию не удалось. Все известные и доступные его номера не обслуживаются, не отвечают или принадлежат другим лицам.
Ждет окончания разбирательства и главный акционер «Фонда Ямал» — ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!». Председатель правления ассоциации и депутат регионального Заксобрания Эдуард Яунгад рассказал агентству, что они поддерживают связь с конкурсным управляющим и стараются следить за развитием событий. Однако, как выяснилось, последний раз Яунгад и Шахвердиев общались еще весной и лидер ассоциации не в курсе последних изменений.
По официальным данным, «Ямал — потомкам!» владеет примерно 35% акций фонда. Именно эта структура создала фонд, агитировала оленеводов и рыбаков вложить в него свои деньги, создала КУИ «Ямал» для управления финансами. Версию о том, что руководство ассоциации может быть причастно к исчезновению средств соплеменников, Эдуард Яунгад комментировать не стал. «В то время я не руководил ассоциацией и не могу отвечать за действия того руководства, не знаю, кого они и как там агитировали», — прокомментировал собеседник агентства.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!