Российская интеллигенция согласилась сотрудничать с властью
Российская творческая интеллигенция готова к сотрудничеству с властями по доработке законодательства, что позволит исключить культуру из сферы услуг. Так отреагировало профессиональное сообщество на итоги сегодняшнего заседания президентского совета по культуре и искусству. На мероприятии глава государства Владимир Путин дал понять, что власть готова к пересмотру госполитики в области культуры и открыта к совместной работе над этим.
«Необходимо в целом самым серьезным образом обновить государственную гуманитарную политику, в которой культуре отведена, безусловно, ключевая роль», — заявил глава государства и отметил, что нужно пересмотреть отношение к культуре как к отрасли, оказывающей услуги.
«Отказ от такого узкого отраслевого подхода закреплен в основах государственной культурной политики, теперь необходимо перенести этот принцип в законодательство, в управленческие подходы», — сказал президент и предложил, чтобы деятели культуры создали рабочую группу, которая примет участие в написании нового закона «О культуре». Он также заявил, что проект закона должен пройти через процедуру широкого общественного обсуждения.
Как рассказали «URA.RU» участники совета, президент выслушал каждого эксперта. В ходе заседания Путину пришлось прервать диалог с деятелями культуры из-за рабочего звонка. После телефонных переговоров с королем Саудовской Аравии он вернулся в зал, чтобы выслушать всех присутвующих. Президент продолжил беседу с деятелями культуры уже вне заданной повестки.
Вопрос о переработке закона «О культуре» был поднят творческим сообществом после резонансного дела Кирилла Серебренникова. Художественный руководитель «Гоголь-центра» обвиняется в организации хищения на сумму не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011—2014 годах на реализацию проекта «Платформа». После задержания режиссера и помещения его под домашний арест, в театральной среде заговорили о том, что в культуре нужно отделить хозяйственную часть от творческой.
Союз театральных деятелей (СТД) экстренно провел сбор секретариата своей организации, на котором были сформулированы основания для пересмотра закона «О культуре». Эти предложения были переданы в администрацию президента, и они стали основой сегодняшнего обсуждения на президентском совете по культуре и искусству. Подробнее этом агентство писало накануне.
В театральном сообществе предложение президента приняли с оптимизмом. Как заявил «URA.RU» замруководителя СТД Дмитрий Мозговой, структура готова приступить к работе над новой редакцией закона. «Мы очень этому рады, и наша рабочая группа готова подключиться. Наша задача максимально подробно сформулировать все нюансы, связанные с театральным искусством, чтобы закон „О культуре“ включил их в себя. Поскольку наша голубая мечта — это разработать отдельный закон „О театре“, который, очевидно, никто отдельно выделять из общего проекта не будет», — пояснил Мозговой.
Он также рассказал, что в рабочую группу СТД входят директор Большого театра Владимир Урин, первый замдиректора Института экономики РАН, завкафедрой экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ им. Чехова Александр Рубинштейн, глава СТД Александр Калягин, профессор продюсерского факультета Школы- студии МХАТ Валентина Музычук и другие компетентные деятели культуры и искусства.
«Насколько я понимаю, действительно есть некоторые сложности с существующим законом. Конечно, если власть слышит какие-то замечания и готова их обсуждать — то это прекрасно, — считает популярный столичный режиссер Константин Богомолов. — Диалог и обсуждение между культурным сообществом и властью — это всегда очень важно». При этом режиссер отметил, что не следует интерпретировать инициативу Путина как сигнал на сближение власти с театральным сообществом после дела Серебренникова. Он объяснил это тем, что закон был несовершенен, «поэтому есть причины, чтобы его совершенствовать и обсуждать».
Сам Владимир Путин, также в ходе совета по культуре опроверг обвинения в адрес властей в преследовании режиссера Кирилла Серебренникова по идеологическим причинам. «Если бы это было преследование, а не расследование, его спектакль [„Нуреев“] не был бы поставлен на сцене Большого театра, а это произошло. Поэтому мне кажется, нужно повнимательнее к этому относиться, хотя вещи очень чувствительные». Он также предположил, что в случае Серебренникова можно говорить о несовершенстве правовой базы: «Но нужно помнить, что dura lex sed lex — не значит, что закон не надо исполнять, если он плохой. Нужно работать над совершенствованием законодательства. Стремиться при этом нужно к тому, чтобы сделать деятельность легальной, надо тогда менять эти законы».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!