Арест полпреда уральского губернатора может быть приветом из Эмиратов
Подавляющая часть свердловской элиты уверена, что причины ареста руководителя Южного управленческого округа Свердловской области Михаила Астахова шире, нежели вменяемый ему состав преступления. И в реальности происходящий процесс более политический, чем кажется.
66-летний Михаил Астахов возглавлял Каменск-Уральский с 2008 по 2016 год, перейдя на эту должность с позиции директора по управлению персоналом местного градообразующего Синарского трубного завода (входит в Трубную металлургическую компанию Дмитрия Пумпянского). Астахов сменил на посту мэра своего одногодку, яркого Виктора Якимова, руководившего третьим муниципалитетом Свердловской области 12 лет, и избранного в Госдуму. Астахова оценивали как резкого и конфликтного руководителя, который в 2016 году был заменен на энергетика Алексея Шмыкова, до этого работавшего замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области.
В воскресенье, 13 мая, когда стало известно об аресте Астахова, он занимал пост руководителя Южного управленческого округа Свердловской области, то есть полпреда губернатора, курирующего муниципалитеты данного «куста». Астахова обвиняют в том, что он лично и через посредников получал деньги за помощь по своевременному и беспрепятственному принятию строительных работ, которые проводились по двум муниципальным контрактам в Каменске-Уральском.
Наиболее шокировала новость о выдвинутых в адрес Астахова обвинениях руководителей Каменска-Уральского.
«Все крайне удивлены. Если бы сегодня было бы 1 апреля, то все подумали бы, что это была чья-то глупая шутка», — пояснил «URA.RU» депутат местной думы.
Представители муниципалитета предполагают, что наиболее заинтересован в уголовном преследовании Астахова Виктор Якимов (в настоящее время занимает пост вице-спикера Законодательного собрания области). Некоторое время два политика эффективно взаимодействовали друг с другом. В частности, считается, что Астахов приложил много усилий для развала уголовного дела о злоупотреблениях при покупке в 2003 году для местной больницы томографа, грозившего Якимову и его команде серьезными неприятностями.
Но со временем их интересы разошлись. По словам действующих депутатов, Астахов стал все больше лоббировать корпоративные интересы Синарского трубного завода. В частности, он отстаивал решения о снижении земельных платежей завода в обмен на финансирование СТЗ городских массовых мероприятий. Представители предприятия пролоббировали ремонт за бюджетный счет и последующее акционирование Синарской ТЭЦ, питающее теплом как городские кварталы, так и сам завод.
Нынешний мэр Алексей Шмыков считается верным соратником Виктора Якимова. После его назначения произошел раскол фракции «Единая Россия» в гордуме на «трубников» и «якимовских». Многие фракционные решения стали игнорироваться, начались конфликты. Противостояние обострилось в ходе последующих выборов в муниципальный парламент, завершившихся победой команды СТЗ.
«Шмыкову и Якимову нужно было изменить баланс сил в городе в свою пользу. Поэтому, если арест и не инициирован ими, то, по крайней мере, им на руку», — поясняет один из каменск-уральских депутатов.
По другой версии, арест Астахова был инициирован некоторыми областными политиками. По непроверенным данным, именно они передали силовикам положенные в основу уголовного дела сведения о получении чиновником в 2014 году взятки от гендиректора частной строительной компании.
Источник «URA.RU» в областных органах власти предполагает, что уже в ближайшее время дело пополнится новыми эпизодами. В частности, могут всплыть данные, что его заместитель подписал документы о введении в эксплуатацию зданий детских садов без заключений государственной строительной экспертизы. В результате дети занимаются в помещениях, где не работает вентиляция.
Арест Астахова чиновниками свердловского правительства воспринимается как сильнейший удар по репутации свердловской власти. Такого кабинет министров не испытывал с осени 2016 года, когда в квартире экс-министра транспорта и связи Александра Сидоренко прошли обыски. Правда, отставному чиновнику тогда повезло — его дело было закрыто уже в 2017-м за истечением срока давности.
Члены кабинета министров также считают странными сроки совершения вменяемого Астахову нарушения закона. Оно произошло, когда чиновник возглавлял администрацию Каменска-Уральского. Версия о том, кому могла понадобиться эта атака, именно сейчас уже обсуждается не только в кабмине, но и в мэрии Екатеринбурга.
«Внутреннее противостояние [внутри областной власти] обострилось. Губернатор жестко обозначает некоторые позиции и показывает, что никаких иных центров влияния он не потерпит — не всем это по душе. А это — очевиднейший удар по губернатору»,
— делится версией высокопоставленный исполнительных органов власти.
Есть и конспирологическая версия, которую обсуждают свердловские чиновники. Согласно ей интересанты уголовного дела в отношении Астахова находятся в Объединенных Арабских Эмиратах. С чиновником контактировал их представитель — один из депутатов свердловского Заксобрания. По ряду вопросов партнеры не нашли взаимопонимания, что и стало причиной появления уголовного дела.
Главе Южного управленческого округа Свердловской области Михаилу Астахову грозит до 15 лет лишения свободы.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!