Проигрыш курганцев в главной городской дискуссии обесценивает их жилье
Жители Кургана бьют тревогу: город стремительно теряет старинные здания. Некоторые из домов попали под программу сноса ветхого и аварийного жилья. Но разрушаются даже те, что находятся под защитой областного правительства. Активисты уверены: во всем виновато равнодушие властей, а в отдельных случаях горожане и вовсе увидели преступный сговор. Между тем, уверяют эксперты, уничтожение памятников в итоге может отразиться на благосостоянии каждого из горожан.
Начальник отдела территориального развития компании «Архстройпроект» Оксана Ковалева отметила, что потеря исторического облика Кургана может сказаться не только на имидже города и потере его туристической привлекательности, но и на кошельках его жителей. «Все последние исследования говорят о том, что недвижимость в старых городах стоит дороже, чем в тех, которые появились недавно», — отметила Ковалева. В Кургане, напомним, цены на вторичную недвижимость падают уже несколько лет подряд.
Однако практика показывает, что в Кургане даже наличие статуса памятника не гарантирует зданию сохранность. Последний из показательных примеров — разрушение памятника регионального значения на ул. Советская, 131. Вину за ситуацию возложили на собственника — экс-депутата городской думы, предпринимателя Эдуарда Багдасаряна, который не принял мер для сохранения здания, а в 2012 году и вовсе пытался продать его на стройматериалы. Начальник управления охраны объектов культурного наследия областного правительства Сергей Севостьянов в разговоре с «URA.RU» пообещал проследить за тем, чтобы Багдасарян восстановил историческое здание, и заверил, что не допустит на этом месте строительства многоэтажек.
Гораздо хуже обстоят дела на улице Климова, где по соседству с историческими зданиями возвели офисные и жилые многоэтажки, полностью разрушив архитектурный ансамбль. Строительство 17-этажки по Климова, 78 прямо напротив городской прокуратуры было признано незаконным. Пенсионер Иннокентий Хлебников смог доказать в суде, что здание было построено на месте сада дома декабриста Нарышкина. Однако он пока так и не довел дело до логического завершения и не добился сноса многоэтажки. Такое развитие истории в городе связывают с тем, что квартиры в здании купили многие высокопоставленные чиновники и силовики, а застройщиком был известный в регионе Владимир Баскаль. Иннокентий Хлебников заявил, что продолжает бороться за справедливость и буквально на днях встречался со следователем областного следственного комитета по этому вопросу.
Позже по соседству со скандальной многоэтажкой было снесено историческое здание — дом на Климова, 74 также был памятником регионального значения. Согласно официальным отчетам, здание восстановлено в том же виде на прежнем месте, однако общественники с этим категорически не согласны. Действительно, даже при беглом сравнении развалины сильно отличаются от восстановленного здания. Жалобу активисты направили в Министерство культуры, однако там ответили, что регион должен сам следить за своими памятниками. Не увидели никаких нарушений прямо перед своими окнами и в прокуратуре.
Начальник управления охраны объектов культурного наследия областного правительства Сергей Севостьянов пояснил «URA.RU», что недопонимание возникло из-за того, что памятником считалась лишь часть постройки — усадьба Ижболдиных, она и была восстановлена. «Прилегающее здание фабрики никогда не было памятником», — отметил Севостьянов. На месте разрушенного здания Владимир Баскаль построил двухэтажную парковку, стоимость места на которой составляет от 280 до 470 тысяч рублей. Восстановленная усадьба уже несколько лет пустует.
Оксана Ковалева уверена, что сохранять необходимо не только здания, которые были признаны памятниками, но и окружающие их дома, которые создают исторический облик города. «Благосостояние нашего города не позволяет думать о таких вложениях. Но я считаю, что это неправильно, потому что в конечном итоге это может привлечь туристов и принести денег», — высказала мнение журналист Татьяна Хильчук.
Основатель портала «Мой Курган», посвященного развитию городских пространств, Роман Овчинников назвал одним из хороших примеров сохранения памятников архитектуры города открывшийся недавно в здании бывшего военкомата ресторан Meat& Wine. В то же время он отметил, что существует много примеров, когда перестройка здания уродовала его внешний вид. Овчинников считает, что улица Советская — одна из немногих в историческом центре — еще имеет шанс сохранить свой облик.
По мнению Ковалевой, нельзя заботу об историческом облике города целиком перекладывать на предпринимателей. «Все это должна решать мэрия через правила землепользования и застройки. Их до сих пор нет», — отметила она. Ковалева считает, что ограничение этажности новостроек в центре уже позволило бы избежать диссонанса. В качестве примера она привела еще одну стройку, которая сопровождалась скандалами — многоэтажку на улице Кирова по соседству с школой №42, которую строит Александр Бабочкин.
В 2016 году архитекторы пытались внести изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города Кургана. Однако за основу была принята редакция, которая мало чем отличалась от прежней. «Отвергнутые» творцы тогда утверждали, что это дает большое поле для махинаций с землей, а также угрожает застройкой зеленых зон и стадионов города.
В пресс-службе администрации Кургана оказались не готовы с ходу прокомментировать ситуацию с памятниками архитектуры города и попросили прислать запрос с указанием адресов зданий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!