Нападение на «Ивана Грозного» Репина и ведущую «Эха Москвы» связаны
Картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» подверглась второму в своей истории нападению вандалов — пьяный мужчина порезал полотно, разглядев в нем «искажение исторических фактов». Более 100 лет назад, в 1913-м картину трижды ударил ножом старообрядец Абрам Балашов, после чего лицо царя пришлось восстанавливать практически полностью. «URA.RU» выяснило, почему люди раз за разом выбирают в качестве жертв одни и те же картины, и как великие полотна влияют на психику и толкают людей к вандализму.
По мнению кандидата психологических наук Леонида Радзиховского, особое воздействие «тревожных» картин можно сравнить с влиянием на психику неуравновешенных людей фильмов про маньяков: всегда есть вероятность, что увиденное станет пособием к действию. В случае с работой Репина дополнительным триггером выступила и сама фигура Ивана Грозного. Радзиховский напомнил, что первое нападение на полотно произошло еще в начале XX века: тогда разгневанный зритель с криком «Довольно крови!» бросился на полотно.
«Крови действительно в картине хватает. Те же „Грачи прилетели“ не смогут спровоцировать никаких тревожных состояний у больного, но в данном случае все понятно — очень сильно и эффектно изображено убийство. Эти безумные глаза, много крови. К тому же репутация самого царя — маньяк и убийца», — отметил эксперт в беседе с «URA.RU». Радзиховский также провел аналогию между вандалом и изображенным на картине Иваном IV. «Дядька, который напал на картину, позже сказал: „Выпил, накрыло“. Про Грозного можно сказать абсолютно то же самое. За что он убил своего сына? Это не было политическим спором или борьбой с заговором», — отметил эксперт в беседе с «URA.RU».
Философ и психолог Анна Кирьянова уверена, что для воздействия на психику человека картина не обязательно должна содержать кровь или агрессию — психически неустойчивый человек может среагировать на любой эмоционально насыщенный образ. Более того, в современном мире есть примеры, когда известные полотна вызывают гнев целых социальных групп. В свое время картину Джона Уильяма Уотерхауса «Гилей и нимфы» убрали под давлением британских феминисток. «Там нарисованы Нимфы, которые заманивают героя в воду. Мы бы ничего запретного там не увидели, но для феминисток она оказалась фетишем-маркером, который оскорбил их чувства», — пояснила психолог в разговоре с агентством.
Кирьянова напоминает, что нападения на картины происходили и во времена СССР, когда люди были «поспокойнее». Так, в 1985 году в Эрмитаже «Данаю» Рембрандта облил кислотой и порезал психопат из Литвы. В каждом случае у нападавшего имеются личные и никому не известные травмирующие ассоциации или воспоминания.
«Картина „Иван Грозный“ полна экспрессии, убийства. Эта картина связана с больными людьми и их девиациями. Репин изучал быт психически больных людей, их поведение. Он дружил с психиатрами. „Даная“, в свою очередь, — это яркий женский образ, наполненный эросом, пышной телесностью, привлекательностью и соблазнением. И дело не в самой картине, а в тех чувствах, которые она вызвала у зрителя. Недавнее нападение на журналистку „Эха Москвы“ Татьяна Фельгенгауэр находится в той же канве — преступнику казалось, что журналистка на него влияет», — отметила Кирьянова в беседе с «URA.RU».
Ректор МГАХИ им. Сурикова, народный художник РФ Анатолий Любавин уверен, что инцидент в Третьяковской галерее обнажил проблему общего восприятия культуры россиянами. «Люди зачастую не в состоянии „читать“ замысел автора. Нужно быть подготовленным, а обыватель часто судит по сюжету и начинает внутренне возмущаться. Но там, где нормальный человек сдержит себя, психопат решится на подобный бандитизм. Зрителя нужно готовить к этому восприятию. По крайней мере, он что-то должен знать из истории искусства», — отмечает художник в разговоре с агентством. По мнению Любавина, введение возрастного ценза на посещение залов с «опасными» картинами не приведет к положительным изменениям, поскольку в большинстве случаев на вандализм решались вполне взрослые хулиганы.
Напомним, что житель Воронежа, порезавший картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», после своего задержания признался, что решился на поступок под влиянием водки. Сейчас он задержан на 72 часа. В Третьяковской галерее ущерб от действий хулигана оценили в полмиллиона рублей. Восстановлением картины уже занимается группа реставраторов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!