Город и не знал: на Урале похоронили генерала сталинского прорыва
На наших глазах рождается новая легенда: в Екатеринбурге приводят в порядок могилу генерала Александра Павлова, командовавшего в годы Великой Отечественной войны сперва дивизией, а затем корпусом прорыва, подчиняясь лично Сталину. Павлов — единственный командующий такого ранга, захороненный не в Москве или Ленинграде, а в Свердловске (ныне Екатеринбург). И один из немногих, кто не боялся ругаться с маршалом Жуковым, отправленным «в ссылку» на Урал командовать военным округом. Почему фигура генерала Павлова оказалась забытой и что надо сделать городу в его память?
С инициативой увековечить память героя войны выступили сотрудники Свердловского областного краеведческого музея и внук генерала — Константин Павлов, приехавший недавно в Екатеринбург из Москвы. На днях он посетил Широкореченское кладбище, где захоронен его дед. «Здесь покоится много заслуженных людей, в том числе генералов, но все они в войну были лейтенантами или капитанами, — говорит сотрудник Свердловского краеведческого музея Николай Неуймин. — А Павлов — настоящий генерал времен войны».
«Мой дед командовал дивизией, а потом корпусом прорыва резерва Ставки верховного главнокомандующего, то есть действовал по личному указанию Сталина на самых ответственных фронтах, — рассказал Константин Павлов.
У генерала Павлова очень интересная биография: он имел самое что ни на есть пролетарское происхождение — родился в 1900 году в семье дворника Казанского собора в Санкт-Петербурге. Военная карьера началась на Балтийском флоте с должности матроса. В 1918-м он стал красноармейцем, воевал с Колчаком и Деникиным. После гражданской остался в Красной Армии. Перед Великой Отечественной получил звание полковника. В годы войны командовал артиллерийскими частями, пока его не назначили командиром дивизии прорыва.
«Создавать такие соединения предложил Воронов — будущий маршал артиллерии, но он об этом скромно молчал: считалось, что это идея товарища Сталина, — рассказывает внук генерала. — Воронов создал около десятка таких дивизий, деду была доверена дивизия №7. Она блестяще проявила себя под Сталинградом, и деду присвоили звание генерал-майора». Потом на основе этих дивизий создали 11 корпусов прорыва — Павлов командовал 9-м артиллерийским корпусом. Участвовал в освобождении Румынии и Чехословакии.
По рассказу внука, на фронте у Павлова случались конфликты с будущим главкомом артиллерии и ракетных войск маршалом Неделиным, из-за чего Павлова после войны сослали на Урал. «Здесь же очутился Георгий Константинович, отправленный командовать Уральским военным округом, — рассказывает Константин. -
С Жуковым у деда тоже были постоянные конфликты, потому что Жуков был самодур и сатрап.
Например, Павлов приехал с предписанием от маршала Воронова, а Жуков ему: «Здесь я командую. Пушки свои вон туда поставь, и когда я пальцем щелкну, тогда и будешь стрелять».
Есть в семье Павловых истории и о том, как деда дважды забирали сотрудники КГБ и увозили на Лубянку. Первый раз это было в начале войны — на него донес офицер, вместе с которым они ехали несколько суток в поезде из Новосибирска в Москву (в дороге не обошлось без крепких напитков и разговоров за жизнь). Но пронесло — чекисты лишь показали боевому генералу донос и посоветовали поменьше болтать языком. Второй раз едва не досталось, когда снимали Берию (его арестовывал как раз маршал Жуков). Павлов в Москве всегда останавливался у своего друга — полковника КГБ, и его чуть не задержали вместе с ближайшими соратниками Берии.
Последние годы жизни Павлов провел на Урале (хотя в Москве у него была квартира). Был активным участником обществ участников гражданской и Великой Отечественной войны. Он и скончался во время одного из таких собраний — это произошло в 1975 году прямо в зале краеведческого музея в Зеленой роще в Екатеринбурге. Вместе с родными генерала хоронили музейщики. Сейчас в экспозиции краеведческого музея выставлены мундир Павлова, его генеральский кортик и многочисленные ордена. Сотрудники музея выступают с инициативой установить на доме №8 по улице Московской, где жил Павлов, мемориальную доску.
В ближайшие дни внук генерала планирует привести в порядок могилу деда — покрасить ограду и установить фотографию на памятнике. А также рассказать о нем жителям города — пока на памятнике есть лишь скромная надпись «балтиец, генерал-майор артиллерии». «Конечно, это не Высоцкий и не Ельцин, чтобы к нему водили экскурсии, но кто он и место, где он покоится, стоит как-то обозначить, — считает внук Павлова. — По минимуму мы сейчас что-то сделаем, но, наверное, этим должны заниматься городские власти». «Это единственный похороненный здесь командир такого ранга, прошедший всю войну, — добавляет Неуймин. — И единственный из 350 командиров корпусов Великой Отечественной войны, покоящийся в уральской земле».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!