На крестном ходе патриарха и уральских VIP начался раскол верующих
В ночь с 16 на 17 июля Екатеринбург пережил нечто особенное: около ста тысяч верующих совершили крестный ход в память о Николае II и членах его семьи, расстрелянных в эту ночь 100 лет назад в доме инженера Ипатьева. Верующие повторили последний путь царских мучеников, пройдя от Храма на Крови до монастыря Ганина Яма. Как это было — в репортаже «URA.RU».
Церковная служба в память об убиенной царской семье начиналась около полуночи, но народ начал собираться вокруг Храма на Крови задолго до этого. К вечеру вся улица Царская превратилась в людское море: среди пришедших на крестный ход были как екатеринбуржцы, так и паломники из самых разных городов России и других стран, например, Новой Зеландии, США, Голландии. За час до начала службы ФСО собрала всех журналистов в одном месте, откуда можно было снимать.
Под знаком Следственного комитета
Покидать «точку» было нельзя, но можно было общаться со «спикерами». О том, насколько значимы Царские дни для каждого россиянина, рассказывали балерина Илзе Лиепа, спикер свердловского Заксобрания Людмила Бабушкина, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и ее коллега из Севастополя Павел Буцай. «Мне больно, что все это случилось», — поделилась чувствами Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова племянника Николая II Тихона).
Впрочем, самой обсуждаемой темой стало заявление следственного комитета России, сделанное накануне, об итогах генетических экспертиз, установивших подлинность останков царской семьи, найденных в местечке Поросенков Лог под Екатеринбургом (в пяти километрах от Ганиной Ямы, куда шло большинство паломников). Журналистам даже не приходилось спрашивать об этом — многие VIP сами поднимали эту тему.
«Экспертизы подтверждают, что останки принадлежат родственникам Александра III. Но это повторяется каждый раз без опубликования самих экспертиз, игнорируя независимые экспертизы и те вопросы, которые ставят другие эксперты, — заявил православный историк Петр Мультатули, являющийся правнуком повара царской семьи Харитонова (был расстрелян вместе с членами царской семьи). — До сих пор мы ничего не знаем по историческим экспертизам».
По его мнению, особенно значимо, что заявление СК прозвучало вслед за заявлениями после заседания Священного Синода о том, что все решения будут приниматься только на архиерейском соборе. «Такое впечатление, что следственный комитет торопится закрепить свою позицию», — замечает историк. В ответ на вопрос, что он будет делать, если РПЦ все же примет екатеринбургские останки, признает ли он свою неправоту и куда тогда девать все его книги, отрицающие екатеринбургские останки, Мультатули заявил: «Вот когда святейший собор вынесет такое решение, тогда и будем разговаривать».
Еще более непримиримую позицию высказала Ольга Николаевна Куликовская-Романова. «У меня был разговор с некоторыми людьми — еще ничего не решено! — заявила она журналистам. — То, что представляют, является той же самой ложью, какая была 100 лет назад, когда арестовали царскую семью — говорили, что они в надежном месте, потом — что государя убили, а царская семья осталась, но все это было ложь. И теперь мы постоянно слышим ту же ложь: все сошлось, все совпадает. Ничего еще не совпадает!».
Патриарх — о том, как правильно жить в городе убийства
Церковная служба в память о царской семье длилась почти два часа. Из них четверть часа заняла речь святейшего патриарха — обращение к россиянам в день 100-летия расстрела царской семьи. Будучи превосходным оратором, Кирилл полностью захватил внимание людей: народ слушал его, не дыша, некоторые даже плакали.
В своей речи святейший искал ответ на вопрос: как стало возможным столь страшное преступление, как убийство царской семьи? Кто виноват? Ответ не очень лицеприятен — мы сами.
«Ведь страна была покрыта храмами, монастырями, ведь абсолютное большинство людей было крещеными, — говорил предстоятель русской церкви. — Почему спустили курок убийцы, ни капли не содрогаясь от того, что они совершали? Значит, не все было благополучно». По его мысли, русские люди (особенно интеллигенция, аристократия и даже часть духовенства) купились на революционные идеи, пришедшие с Запада.
Возникает вопрос: а можно ли через преступление, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую счастливую жизнь? История нам ясно свидетельствует: невозможно».
Крестный ход на Ганину Яму мимо Поросенкова Лога
Подарив в конце службы уральским верующим «драгоценный крест» для Храма на Крови, патриарх Кирилл отправился в Крестный ход. И чудо, в которое многие не верили, свершилось: 71-летний предстоятель Русской православной церкви прошел весь путь, преодолев пешком 21 километр. Вслед за патриархом шли свердловский губернатор Евгений Куйвашев и полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов. Неподалеку от них, затерявшись в толпе народа, шли уральские бизнесмены — олигарх Андрей Козицын и руководитель «Сималенда» Андрей Симановский, обсуждавший какие-то темы с настоятелем Среднеуральского женского монастыря отцом Сергием — духовником Павла Дацюка и Натальи Поклонской.
Патриарх шел в окружении монахов и крепких парней, не подпускавших никого к персоне святейшего. Операторов и фотографов, пытавшихся снять его шествие, охранники отодвигали в сторону, не церемонясь и невзирая на статус — доставалось и репортерам центральных каналов и даже журналистам-сотрудникам властных пресс-служб. В начале пути святейший бодро шагал, постукивая тростью о брусчатку центральной улицы Екатеринбурга (по-прежнему носящей имя Ленина) — ближе к концу пути было видно, что он устал и стал идти немного медленнее. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, уже не раз ходивший Царским крестным ходом, опередил святейшего на несколько сотен метров, обогнав даже часть кортежа и оказавшись практические в начале процессии.
Когда она шла мимо Поросенкова Лога (где были обнаружены останки членов царской семьи, которые РПЦ не признает) ни патриарх, ни владыка Кирилл даже не взглянули в сторону этого места.
Зато, в отличие от предыдущих годов, некоторые верующие показывали друг другу на него — махали рукой в сторону поворота, а некоторые даже сворачивали с дороги и заглядывали на мемориал Романовых. В прошлый год здесь собралось помолиться пять человек. «Сегодня какой-то аншлаг», — заявил «URA.RU» «хранитель» мемориала — активист фонда «Обретение» Илья Коровин, когда число гостей перевалило за десяток. Всего, по его подсчетам, Поросенков Лог посетило около 60 верующих — беспрецедентная цифра для прошлых лет.
Некоторым гостям приходилось объяснить, что это за место и как были обнаружены царские кости, но большинство заглянувших на мемориал были «в теме». Почти все крестились и молились, а некоторые прикладывались к кресту, венчающему «мостик из шпал», под которых останки царской семьи лежали более 60 лет. Иногда вспыхивали и дискуссии. «Понятно, почему церковь не признает останки — это сразу же приведет к расколу», — сказало паломник Юрий. «Чем дольше тянется эта история, тем раскол сильнее», — отвечал ему Коровин.
Со стороны Поросенкова Лога были очень хорошо видны масштабы крестного хода. Если в прошлом году данные о 70 тысячах участников крестного хода, озвученные РПЦ, вызывали сомнения (почти вся процессия прошла тогда за четверть часа), то в этом году цифра в 100 тысяч верующих не кажется неправдоподобной: крестный ход растянулся на 5 км и на целый час. В финальной точке — монастыре Ганина Яма — патриарх совершил молебен возле шахты, в которую в 1918 году были брошены тела убиенных царских мучеников, были после чего, не задерживаясь, отправился в аэропорт на самолет.
Смотрите фоторепортаж с крестного хода, приуроченного к 100-летию расстрела Николая II.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!