Зачем крупнейший город ХМАО расширяет границы
Границы Сургута будут расширены — увеличение территории крупнейшего города Югры стало необходимостью из-за федеральных норм, которые, как оказалось, в муниципалитете не выполняются. Об этом, а также почему в богатом регионе вынуждены повышать налоги и отказываться от мер соцподдержки, в интервью «URA.RU» рассказала спикер городской думы Надежда Красноярова.
— У депутатов Сургута начались каникулы. Хотелось бы подвести итоги полугодия, какие были важные решения?
— Эта сессия была очень насыщенной. Были такие мелочи, которые никто не заметил, но они влекут за собой серьезные последствия.
— Например?
— Мы долго шли к решению вопроса о парковках возле поликлиник. Первая победа — возле детской поликлиники на улице Рабочая появится 40 автомобильных мест. Казалось бы, мелочь, но это заняло три года. Земля уже передана в собственность муниципалитета, оплачены и проведены проектно-изыскательские работы. Далее — поликлиника на улице Энергетиков. Здесь тоже вопрос с историей, мы не могли освободить землю, поскольку там стоят ларьки. В этой сессии нам удалось подойти к промежуточному этапу: половину территории через суд мы отработали и предусмотрели 47 млн на выкуп. Осталась еще половина, там много юридических моментов. Остается нерешенным вопрос с парковкой возле кардиоцентра, услугами которого пользуется половина округа. Это в плане на ближайший год.
Сложный вопрос — межевание территории. Было много проблем, в том числе с благоустройством. Выделили 40 млн на комплексное межевание всего города, это позволит навести порядок. Надеемся, что скоро исчезнет такое понятие, как балки.
— Анонсировали же, что балки исчезнут в этом году?
— Конкурсы уже идут, но процесс переселения занимает время. В эту сессию было много вопросов по правилам землепользования. Мы пришли к тому, что выделили дополнительные деньги на корректировку генплана, а пока это не произойдет, поставили мораторий на некоторые вопросы с переводом земли из одной зоны в другую. В том числе, это требуется, чтобы решить вопрос с лесотехническим регламентом. У нас не выполняются его требования — площадь городских лесов ниже нормы.
— Нужны новые скверы и парки?
— Это не городские леса. Как оказалось, городские леса — это очень сложная тема. Они находятся на окраине города, например, за Объездной, за поймой Оби, перед тубдиспансером, по дороге в аэропорт. Городские леса — это территория общего пользования, в которой нельзя проводить вырубку, и они должны окаймлять жилые массивы.
— Я правильно понимаю, что это тормозит развитие города?
— Именно так. Поэтому и поставлен вопрос о расширении площади города. Вообще, это федеральные полномочия, и нам предстоит решить серьезные бюрократические вопросы. Но расширять границы необходимо, и мы вынуждены это делать.
— Недавно было внеочередное заседание думы города, обсуждался вопрос о дополнительных средствах на дороги. В принципе, ремонт дорог на контроле у депутатов, какая на сегодня обстановка?
— Этот проект был рожден в прошлом созыве, когда мы были вынуждены работать в этом направлении, чтобы помочь администрации сделать дороги в городе. Сегодня эта лучшая муниципальная практика по мониторингу ремонтной кампании. В этом году на дороги выделено более 500 млн рублей, в эту же сумму входит ликвидация колейности. На внеочередном заседании нам удалось выделить 174 млн рублей на ремонт дорог в следующем году. Мы планируем разыграть конкурсы в августе, и, если позволит погода, осенью начнем первые работы — может быть, выполним фрезерование или даже успеем уложить нижний слой асфальта.
Подрядчики уже привыкли, что мы постоянно контролируем их работы. В этом году был казус на 50 лет ВЛКСМ — там положили полторы машины холодного асфальта. Мы это замерили, зафиксировали. Буквально через 2 смены подрядчик вырезал некачественный асфальт и уложил тот, который предусмотрен нормами.
— Рассчитывали, что не заметят?
— Конечно, в глаза нам смотрели и говорили, что все по технологии. Но мы-то приезжаем с аппаратурой. Нам сложно соврать.
— Возвращаясь к дополнительным деньгам на дороги: 174 миллиона на ремонт, 40 миллионов на парковку возле поликлиники. Расходы постоянно растут, а доходы нет. Не придется ли в ближайшее время от чего-то отказываться?
— У нас бюджет принимается на три года, скоро будет бюджетная комиссия при главе города, начнем рассматривать 2021-й год. Бюджет очень консервативен, мы держим дефицит в пределах миллиарда, поскольку такой мы закрываем. У нас есть акции «Сургутнефтегаза», другие источники. Есть очень серьезные изменения по налогам — мы увеличили земельный налог и налог на имущество. Причем установили не максимальные значения.
— Я смотрел — средние по округу.
— Мы были вынуждены это сделать, с мягким поэтапным переходам. Это даст дополнительные деньги в бюджет. Есть еще вынужденная мера, она будет рассмотрена — нам, скорее всего, придется отказаться от некоторых мер дополнительной социальной поддержки. Поясню: есть льготы федеральные, а мы, когда были деньги, давали свои.
— Например?
— Оплата льготникам за содержание детей в детсадах.
— Есть же решение администрации?
— Оно было принято в прошлом году, но на него наложен мораторий. До конца года денег хватит, а вот при утверждении бюджета на последующие годы я очень сомневаюсь, что сможем удержать эту льготу. Мы по-прежнему будем компенсировать часть платы за детский сады малоимущим гражданам, инвалидам. Участников боевых действий и многодетные семьи из списка придется убрать. Нет возможности, как бы мы ни хотели сохранить льготу. Вообще, мы провели инвентаризацию всех мер соцподдержки и полномочий, которые мы на себя взяли. Весь массив оценивается в пределах 500 млн.
Но у нас есть еще резерв по дебиторской задолженности за пользование муниципальным имуществом, в основном землей. Уже отсудили более 140 млн. Осталось в пределах 600-700 млн. Есть планы по приватизации — то же «Агентство воздушных сообщений». За него можем выручить порядка 200 млн рублей. Есть акции «Сургутнефтегаза», но это наша палочка-выручалочка, и отказываться от них пока нельзя. Продадим только, когда уже совсем не на что будет жить.
— Как сегодня выстроены отношения с администрацией? Дума обновилась в этом созыве. Мэрия заметно обновилась.
— Да, из 25 депутатов в этом созыве 15 новых. Но люди пришли не со школьной скамьи, это личности со своим мировоззрением, со своей целью, миссией, все патриоты города. И в администрации тоже патриоты города. Безусловно, конфликты есть, но это рабочие конфликты.
— Мне казалось, что еще полтора года назад отношения можно было назвать напряженными.
— Они были деловыми. Мы же не можем всего вам показать, какие переговоры были, какие документы мы вот здесь вместе рассматривали.
— 9 сентября будут выборы губернатора тюменской области. Врио Александр Моор анонсировал, что приедет в ключевые города ХМАО, Сургут вряд ли обойдет вниманием. Чего-то ждете от визита?
— В конце июня Александр Моор приезжал в Ханты-Мансийск, там была встреча с тремя участниками праймериз. Первое, с чего они начинали: здравствуйте, программа «Сотрудничество» будет работать, «матрешка» будет сохранена. Я уверена, что всенародно избранный губернатор сохранит то, что уже работает. Посмотрите, детские сады в Сургуте построены — мы решили эту проблему, в том числе и за счет «Сотрудничества». То же самое планируется по школам, которых нам по нормам нужно еще 20, а это больше 30 миллиардов. И там тоже много вопросов к инженерным сетям, к развитию энергетических мощностей. Получается как клубок — городские леса надо отодвигать, площадь города надо увеличивать, школы нужно строить, парки развивать, дороги к ним прокладывать, реконструкцию теплосетей и сетей водоотведения делать.
Вообще, я хочу отметить работу администрации и в этом году, и в прошлом — за их активность в округе, где они доказывают необходимость дополнительного финансирования для Сургута. И мы тоже постоянно над этим работаем, и окружные депутаты, которым мы дали список приоритетов, чтобы они требовали и голосовали за нужные нам вопросы. Чтобы мы все вместе шли в одну сторону.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!