Новая реформа тюрем спасет охранников-садистов
ФСИН отреагировала на пытки заключенного в ярославской колонии. С 1 августа в учреждениях будут регулярно проводиться «комсомольские» собрания внутри коллективов — с разбором заслуг и провинностей сотрудников. Прилюдная порка, в том числе коллег-садистов в погонах, по мнению представителей пенитенциарных заведений, должна искоренить преступность в рядах надзирателей. Правозащитники уверяют: порядки в пенитенциарной системе таковы, что нововведение ФСИН только укрепит систему пыток.
Эксперты, опрошенные «URA.RU», сошлись во мнении, что выбор «сотрудника недели», как в «Макдональдсе», или возрождение советских вымпелов не исключат «камер пыток» в колониях. «Это ничего не изменит. Сейчас нет КПСС, которая призывала к совести и контролировала, ничего из этого не годится», — отмечает бывший оперуполномоченный, переводчик и блогер Дмитрий Пучков (Гоблин). Он, вспоминая опыт работы в силовых структурах, добавляет, что не стоит менять систему исправительных наказаний. В колонии нужно набирать опытных сотрудников, прошедших жесткий отбор. «Такие пытки — от отсутствия навыков и умений; если ты умный и опытный сотрудник, ты этого делать не будешь», — считает Гоблин.
Психолог-криминалист Михаил Виноградов подтверждает масштабность проблемы. Он отмечает, что система взаимоотношений внутри ФСИН похожа на мафиозный спрут, в котором действует «круговая порука». И выносить сор из избы — все равно, что подписывать себе смертный приговор. «Я участвовал в расследовании убийства сотрудника лесной колонии, который увидел безобразие, творящееся в учреждении, и написал жалобу. Его убили и изобразили самоубийство. Родители, которым прислали в запаянном гробу тело сына, потребовали вскрыть гроб. Они увидели, что у тела нет внутренних органов — они изъяты, а тело зашито. А следователь объясняет, что не может наказать виновных, потому что боится за жизнь своей семьи — жены и ребенка», — приводит в качестве примера случай из практики психолог.
Эксперт отмечает, что надзиратели по складу мышления очень похожи на заключенных — они «своих» не сдают и никто в «закрытом» коллективе не станет жаловаться на товарищей по службе или осуждать их. Поэтому бороться с прогнившей системой нужно не «партсобраниями», а проверками надзорных органов. Причем инспекторы должны быть «надежными людьми» из регионов, а не из центрального аппарата.
О бесполезности новой идеи ФСИН заявил и специалист по правам заключенных Владимир Шмидт. «Эффективности от этого не будет, это сотрясение воздуха и очковтирательство», — полагает юрист. Шмидт убежден, что показанные общественниками пытки в ярославской колонии — не единичный случай. Беспредел охранников пенитенциарных заведений существует по всей России, просто большинство жалоб заключенных не доходят до адресатов — их уничтожают сотрудники колоний, как и записи с камер видеонаблюдения. Правозащитник считает, что исправить положение дел может реформа ФСИН, предложенная спикером Совфеда Валентиной Матвиенко. По ее мнению, в службе нужно разделить функции охраны и контроля. Первым должны заниматься сотрудники силовых ведомств, а перевоспитанием и социализацией зэков — гражданские.
20 июля в Интернете появились шокирующие кадры пыток заключенного Евгения Макарова в исправительной колонии №1 в Ярославле. Над зэком в наручниках издевались несколько надзирателей. Видео вызвало широкий общественный резонанс. Делом садистов в погонах занялся Следственный комитет России. Семерых сотрудников ИК поместили под стражу, замначальника исправительного учреждения Ивана Калашникова — под домашний арест.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!