Убийство отца дочерьми-рабынями вернет домашнее насилие вне закона?
На этой неделе россияне вновь активно обсуждали проблему домашнего насилия в семье. На этот раз поводом стало жестокое убийство 57-летнего Михаила Хачатуряна, которое произошло на севере Москвы. Мужчину изрезали ножом и избили молотком три его дочери, которым было 17, 18 и 19 лет. По данным СМИ, отец систематически их избивал, следил за ними при помощи видеокамер и запрещал общаться с матерью и друзьями.
Из дочерей он сделал рабынь: Хачатурян заставлял исполнять все его прихоти, подзывая к себе звоном колокольчика.
И хотя ситуация была вопиющей, девушки боялись идти в полицию. По словам основателя сети взаимопомощи женщин Алены Поповой (она искала девушкам адвоката), отец регулярно слал им сообщения, подобные этому: «Буду бить, буду убивать». Несмотря на постоянные крики из квартиры соседи не спешили вмешиваться. В России не принято лезть в таких случаях, считает Попова. «Пропаганда утверждает, что это «дела семейные», в которые «нельзя лезть», чтобы «не разрушить семью», — рассказала она «URA.RU».
Кроме того, в случае с Хачатуряном ходило много разговоров о его связях в криминальных кругах, говорит психолог Наталья Варская. «Соседи часто побаиваются подобных персонажей. Такие люди умеют внушить, что если пожаловаться — то будет хуже», — рассказала она «URA.RU».
Проблема домашнего насилия широко распространена в России. По последним данным, МВД регистрирует около 14 тысяч случаев семейного насилия в год: 9 тысяч — в отношении женщин, 5 тысяч — в отношении детей. При этом эксперты отмечают, что подавляющее большинство жертв просто не идет жаловаться в полицию. Алена Попова утверждает, что от домашнего насилия в России страдает не менее 16 миллионов человек.
Чем дольше жертвы терпят издевательства, тем сложней им остановить своего мучителя, говорит психолог Екатерина Собчик. «Во время издевательств у них формируется чувство вины. Жертвы начинают считать, что если с ними так поступают, то они этого заслуживают. Окружающие же часто не хотят помогать, полагая, что жертвы сами провоцируют издевательства. Как говорится, сама виновата», — говорит психолог «URA.RU».
Ситуация усугубляется еще и тем, что в 2017 году побои были выведены из-под действия Уголовного кодекса. Теперь после штрафа или нескольких суток административного ареста мучители возвращались домой к своим жертвам.
«Те, кто к нам обращаются, то и дело пересказывают слова насильников, которые говорят прямо: «хочешь, заявляй в полицию — мне все равно ничего не будет», — замечает Попова.
Она считает, что в Уголовный кодекс нужно вписать отдельную статью о домашнем насилии. Об этом же в ноябре 2017 года заявляла и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Подобные статьи есть во всех странах Европы, включая бывшие советские республики. Из стран СНГ уголовной статьи о домашнем насилии нет только в России и Узбекистане.
Государство должно помогать жертвам насилия и с финансовой точки зрения, говорит Варская. «Зачастую женщины терпят и не уходят, потому что зависят от своих мучителей материально. Когда у тебя два ребенка на руках и нет работы, и куда ты пойдешь? А разменять одно- или двухкомнатную квартиру зачастую просто невозможно», — считает психолог.
Жертвы всегда должны знать, куда обратиться за помощью, говорит специалист кризисного центра для женщин Елена Болюбах. «Нужно проводить повсеместное информирование о кризисных центрах, которые помогают в таких случаях, и улучшать качества оказываемой помощи», — говорит она.
Впрочем, все это не поможет без изменений в общественном сознании, считает Собчик. «Общество должно начать осуждать домашнее насилие, а жертвы — не бояться говорить о своих проблемах. Каждый случай должен приводить к общественному резонансу. От мучителей должны отворачиваться соседи и коллеги. И только тогда их станет на порядок меньше», — резюмирует психолог.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!