В Тюмени грядет «мусорная» реформа
В Тюменской области реализован крупнейший в России проект по сортировке мусора. Завод сможет обрабатывать до 40% отходов (в том числе пластик, металл, бумага), которые сейчас поступают на полигон. При этом мощности предприятия при необходимости можно увеличить в полтора раза. О строительстве уникального завода, подборе квалифицированных специалистов и экологической ситуации в области в интервью «URA.RU» рассказал генеральный директор ООО «Тюменское экологическое объединение» Константин Фрумкин.
— Константин Игоревич, Тюменская область — один из первых субъектов России, где в рамках действующего законодательства проблему с мусором пытаются решить на уровне всего региона. Между правительством и ООО «Тюменское экологическое объединение» (ТЭО) осенью 2014 года было заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации объектов для обработки, утилизации и захоронения отходов во всей области. Расскажите подробнее о договоренностях.
— В соответствии с этим соглашением, ТЭО строит три мусоросортировочных завода в Тюмени, Тобольске и Ишиме, а также мусороперегрузочную станцию в Ялуторовске. Полученные мощности — 550 тыс. тонн в год — обеспечат сортировку всего объема твердых коммунальных отходов, которые образуются в регионе.
Предприятия будут сортировать отходы, отделять фракции, которые могут быть в дальнейшем использованы. Непригодные к переработке отходы пойдут на захоронение, остальные — на утилизацию, производство полезных вещей из вторичного сырья.
— Уточните сроки исполнения концессионного соглашения?
— Все работы по договору завершатся до 1 июня 2019 года. Мы идем в запланированном графике, все заводы будут открыты в срок. Жизнь объектов по концессии — 29 лет.
— Самый масштабный объект концессии — мусоросортировочный завод в Тюмени. Расскажите о проекте.
— Строительство началось в апреле 2017 года. Завод представляет собой достаточно сложную систему конвейерных линий, сортировочных кабин, различного оборудования. Учтен опыт всех существующих аналогичных заводов, как в России, так и за рубежом, применено современное автоматизированное оборудование, а также существующие достижения в этой области. Могу сказать с уверенностью, что это самое мощное предприятие по сортировке твердых коммунальных отходов из действующих в России. Оно сможет обрабатывать до 90 тонн отходов в час. Годовой показатель равен 350 тыс. тонн мусора. При этом введение дополнительных смен, изменения графика работы позволят увеличить мощности предприятия практически в полтора раза.
— Когда тюменский завод выйдет на полную мощность?
— В январе 2019 года. Сейчас мы намерены постепенно наращивать обороты, увеличивать объемы поступающих отходов, налаживать процессы.
— О каком объеме сортировки ТКО идет речь?
— До 40% отходов. И это очень хороший показатель. В России есть небольшие предприятия, хорошо автоматизированные, которые показывают такой процент, но они гораздо меньше по мощности. В среднем же по стране данный показатель равен 15-20%. При этом мы можем увеличивать процент сортировки мусора вместе с развитием новых технологий.
— В процессе сортировки будет отбираться более 25 видов полезных фракций (черные и цветные металлы, стекло, картон, бумага, пэт, пластик). Что будет дальше происходить с отсортированным мусором?
— Отходы будут передаваться на предприятия, которые занимаются их переработкой или утилизацией. Компаний, желающих приобрести сырье, множество, но конкретных договорных отношений у нас пока ни с кем нет. Могу назвать, что среди потенциальных потребителей есть заводы «Стеклотех» и «УГМК Сталь». При этом интересуются вторсырьем компании как из Тюменской области, так и предприятия из Челябинской и Свердловской областей. Надо понимать, что эффективный радиус мусорного бизнеса — 200-300 километров.
— Что даст Тюмени данный объект?
В первую очередь, улучшение экологической ситуации в регионе. Конечно же, завод не решит проблему накопленных отходов, но он остановит дальнейшее накопление мусора, которое оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
— Поделитесь, какой была сумма инвестиций в проект?
— Инвестиции в тюменский мусоросортировочный завод составили 1,7 млрд рублей. Стоимость всех объектов концессии равна 2,5 млрд.
— Сколько новых рабочих мест появится с запуском завода в Тюмени?
— На предприятии будет трудиться 301 человек. Мы практически укомплектовали штатный состав. В большей степени это жители Тюменской области, есть специалисты из соседних регионов. На объекте будут трудиться сортировщики (производят первичную контрольную сортировку мусора), наладчики оборудования, операторы, водители, инженерно-технические работники.
— В связи с тем, что данная отрасль является новой для региона, были ли сложности при подборе кадров?
— Ситуация с рабочими кадрами одинаковая во всех отраслях. В стране существует провал с техническими специалистами, но от этого жизнь не останавливается. Сортировщиков, например, мы самостоятельно обучили, кого-то пришлось переучить. Все специалисты, которые будут работать на заводе, обладают нужными компетенциями.
— Концессия предполагает строительство еще двух заводов в Тобольске и Ишиме, а также мусороперегрузочной станции в Ялуторовске. Каковы сроки данных проектов?
— В силу того, что территории этих городов меньше, заводы будут не такими большими. В Тобольске мощность предприятия составит 40 тыс. тонн ТКО в год, в Ишиме — 25 тысяч. Мы их планируем запустить в эксплуатацию в мае 2019 года. Два этих предприятия обеспечат работой еще порядка 200-300 человек. Штатное расписание еще находится на утверждении. Получается, что в целом концессия даст боле 500 новых рабочих мест.
— На ваш взгляд, государство создает все условия, позволяющие инвесторам вкладываться в сортировку? Какие есть сложности?
— Одна из основных сложностей, на сегодняшний день, заключается в том, что должным образом не развито следующее звено обращения с отходами — переработка.
— Как можно изменить ситуацию?
— Только целенаправленной работой, причем на уровне правительства, что сейчас и происходит. Законодательство в данной отрасли сформировалось в последние два-три года. Документы уточняются, доформировываются, идет очень активный процесс.
— Получается, несколько лет назад в России вообще не занимались сортировкой и переработкой мусора?
— Фактически нет. Этим занимались отдельные энтузиасты. Государственная политика, подталкивающая к этому, возникла два-три года назад. Почему это произошло? Задача государства думать, в том числе, и об экологической ситуации на своей территории. Например, 40 лет назад мы не выбрасывали столько пластика или полиэтиленовой пленки. То есть вместе с ростом технологий, потребления товаров, растут отходы, меняется их состав. Эта ситуация подтолкнула весь мир, и Россию в том числе, к тому, что дальше ТКО нужно не просто складировать на полигонах, а обрабатывать, перерабатывать, обезвреживать, утилизировать и так далее.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!